Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Повышение всеобщей грамотности с помощью программы «Образование для всех»

В век интенсивного развития информационных технологий сложно представить себе, что в мире по-прежнему остается много неграмотных людей, которые не умеют даже читать и писать. Если рассматривать картину грамотности в мире в целом, то каждый пятый взрослый человек неграмотен, при этом около семидесяти миллионов детей по каким-либо причинам не посещают школу.

 

С целью привлечения внимания общественности к вопросу всеобщей грамотности в 1990 году возникло движение под названием «Образование для всех». В дальнейшем появилась одноименная программа, цели и задачи которой неоднократно обсуждались на конференциях ЮНЕСКО. Поскольку такое понятие как «образование для всех» во многом зависит от уровня развития конкретного общества, участники конференций пришли к выводу о том, что для каждой страны цели данной программы будут свои, поскольку для кого-то «образованием для всех» является начальное, для иных – среднее, высшее и другое образование.

 

В России данная программа осуществляется сроком до 2012 года и имеет свою специфику. Среди основных была поставлена цель улучшения ухода за детьми в возрасте до 6 лет. В стране стали появляться ресурсные центры, главной задачей которых было повышение качества дошкольного образования. В подобных центрах, которых только в Москве уже насчитывается несколько десятков, основными принципами являются гендерное равенство и инклюзивные принципы воспитания.

 

Первое предполагает равноправие между мужчинами и женщинами, которого пока еще нет во многих странах, где женщина не только не может управлять автомобилем или оформлять для него страхование каско, но и работать во многих областях наравне с мужчиной. Инклюзивное воспитание (англ. inclusive – включающий) предполагает совместное обучение больных и здоровых детей, когда для детей-инвалидов создаются все условия, чтобы они обучались наравне со своими сверстниками. Равенство полов и психофизического состояния приучает ребенка с детства к мысли о том, что он не лучше и не хуже других, что все люди равны друг другу в своих возможностях и правах.

 

В современном мире требуется все более образованный человек, который умеет не только читать и писать, но и справляться с задачами различного уровня сложности, находить рациональные решения. Современный человек должен уметь многое: пользоваться банкоматами, банками, компьютерами, телефонами, бытовой техникой, оплачивать счета за жилье, уметь находить информацию или заполнять каско калькулятор для страховки машины и тому подобное.

 

Программа «образование для всех» нацелена на ликвидацию безграмотности людей всего мира. Подняв общий уровень грамотности, человечество одновременно с этим сможет уменьшить количество правонарушений и поднять общий уровень развития общества.