Зачем представители 34 центров ЮНЕСКО со всего мира приехали в Малайзию

Делегация Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II приняла участие в Международном симпозиуме центров ЮНЕСКО, который прошёл в Куала-Лумпур. Эта площадка объединила специалистов из 23 различных стран мира, чья деятельность связана с решением задач, способствующих достижению целей устойчивого развития ООН. «Форпост» решил выяснить, какие инициативы озвучили россияне на форуме и как отнеслись к ним делегаты из других стран.

Как известно, Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО был создан на базе первого технического вуза России ещё в 2018 году. Его миссией стал рост качества инженерного образования, унификация профессиональных стандартов, а также внедрение в производство передовых научных разработок. Причём, не только в России, но и в глобальном масштабе.

Очевидно, что успехи, достигнутые в этой сфере, напрямую влияют и на повышение уровня безопасности труда, и на снижение себестоимости добычи полезных ископаемых, а значит, и товаров конечного потребления, и на сокращение антропогенной нагрузки на окружающую среду. То есть представляют собой понятный и действенный механизм для достижения таких наиважнейших целей ООН, как ликвидация нищеты и голода, а также всеобщего доступа к недорогостоящей энергии.

Забегая вперёд, следует сказать, что петербуржцы на симпозиуме оперировали не только планами, которых, как всегда, громадьё, но и конкретными, уже достигнутыми результатами, что вызвало широкий отклик среди их зарубежных коллег. В число последних, кстати, входили представители совершенно разных специальностей, зачастую, казалось бы, совершенно друг с другом не связанных. Именно поэтому, как пояснили организаторы, собрать их всех вместе для личного знакомства было крайне важным делом. Ведь чёткая координация и взаимопонимание между центрами ЮНЕСКО, расположенными в различных регионах планеты, – наиважнейший элемент успешной работы.

Например, Таиланд представлял руководитель астрономического центра Матипон Тангматитам. В своём выступлении он особо отметил, что в его стране изучением Вселенной прежде никто всерьёз не занимался, а потому решение поставленных задач «требует внедрения передовых космических и наземных технологий, а также строительства новой инфраструктуры».

«Усилия, предпринятые в этом направлении, будут стимулировать развитие и других технологически ёмких отраслей экономики Таиланда. Это значит, что наша деятельность имеет сильную положительную корреляцию с целями устойчивого развития», — подчеркнул Матипон Тангматитам.

Со стороны Польши на симпозиуме выступал директор Европейского регионального центра экогидрологии Мацей Залевски. Он заявил, что руководство ЮНЕСКО, в отличие от многих других международных организаций «поступило очень правильно», отказавшись от дискриминации по национальному признаку.

«В нашем мероприятии участвуют, в том числе, эксперты из России, и это замечательно, поскольку общение и взаимодействие очень важны, и если сейчас прекратится ещё и диалог между учёными, то прекратится всё», — считает Мацей Залевски.

Одной из наиболее популярных тем форума стала реализация инициативы Open Science, нацеленной на повышение доступности результатов научных исследований и, как следствие, их ценности для различных слоёв общества. Весьма нетривиально прокомментировали эту концепцию в ходе неформального обмена мнениями представители одного из азиатских центров ЮНЕСКО. Они акцентировали внимание на том, что в ходе многолетнего изучения ледников, фиксируют «отсутствие или крайне незначительное влияние на их состояние факторов так называемого техногенного изменения климата». Но отразить эти фактические, объективные результаты в своих отчётах они не могут, опасаясь потери финансирования, выделяемого на их работу.

«К сожалению, в основе многих решений, которые затрагивают жизни и благополучие миллионов людей, стоят миллиарды долларов и определяют перспективы развития многих стран и народов, зачастую лежит отнюдь не просчитанная и доказательная научная основа, а политическая конъюнктура. Мы считаем, что наука должна содействовать нуждам и чаяниям человечества – здоровью, безопасной окружающей среде, благополучию, возможностям для развития, а не служить ширмой для ущемления прав и свобод граждан, социальных групп или целых народов», — прокомментировал ситуацию директор по науке Центра компетенций под эгидой ЮНЕСКО Санкт-Петербургского горного университета Сергей Иванец.

Действительно, активизация пресловутого энергоперехода и срочный отказ от ископаемого топлива, которые уже привели к сокращению ВВП Германии и падению уровня жизни большинства европейцев, обосновывались именно необходимостью предотвратить глобальное потепление, вызванное деятельностью человека. Но если это блеф, придуманный исключительно ради русофобской повестки, то почему жители того же африканского континента, и так люди в целом не богатые, должны платить втридорога за электроэнергию, если она может стоить гораздо дешевле. Это ведь тоже одна из целей устойчивого развития ООН, не менее важная, чем сокращение нагрузки на экосистемы.

«Наше замечание было поддержано заместителем генерального директора ЮНЕСКО Лидией Брито, которая выступала в роли председателя форума. В ходе нескольких своих выступлений она подтвердила, что, действительно, очень часто научные данные не учитываются и не признаются при принятии ответственными лицами важных решений. При этом, как подчеркнула г-жа Брито, наука должна демонстрировать самый открытый и децентрализованный подход к любым исследовательским проектам», — подчеркнул Сергей Иванец.

Лейтмотивом симпозиума по той причине, что значительная часть делегатов представляла Африку, стала именно тема её развития. Так, генеральный директор Международного центра инноваций, производства, передачи технологий и предпринимательства под эгидой ЮНЕСКО Фрэнсис Дэвис из Ганы, обращаясь к коллегам, заявил буквально следующее:

«Вы должны стать частью моей экономики»!

Таким образом, он продемонстрировал собравшимся, что разговоры о поддержке Солнечного континента, по большей части, так и остаются лишь разговорами. Западные инвестиции идут, прежде всего, в адрес проектов, которые контролируют американские или европейские транснациональные корпорации, в то время, как местное население продолжает нуждаться в элементарных благах цивилизации. Так, более полумиллиарда людей, живущих к югу от Сахары, не имеют доступа к электричеству, а десятки миллионов детей там в принципе не посещают школу, даже начальную.

По мнению руководителя Регионального центра по интегрированному управлению водными ресурсами Яя Омогбеми Омолоджу из Нигерии, изменить ситуацию позволит лишь появление в африканских государствах значительного числа собственных компетентных кадров. Прежде всего, горных инженеров и нефтяников. Лишь в этом случае национальные правительства сумеют направить основные доходы от недропользования в федеральные бюджеты, пока же они уходят, в основном за границу, в страны, где расположены штаб-квартиры крупнейших горнорудных и нефтегазовых компаний.

«Очевидно, что Африка ждёт от такой авторитетной международной структуры как ЮНЕСКО практической помощи в решении своих насущных и острых проблем, в том числе в области недропользования. Хотелось бы узнать о конкретных результатах деятельности центров, принесших пользу беднейшим странам, а не только о количестве высокорейтинговых статей, которые опубликовали их учёные», — обратился к присутствующим Яя Омогбеми.

Представитель российской делегации и президент консорциума вузов «Недра Африки», который был организован по инициативе Санкт-Петербургского горного университета, Пол Омаджи рассказал, что «работа на результат» — основной принцип содружества университетов континента, которое он возглавляет. Организация эта совсем молодая, ей нет ещё и полугода, но основная цель, которую она преследует, — именно восстановление суверенитета государств над своими сырьевыми ресурсами.

«Африке, которая очень много даёт развитым странам, но очень мало получает взамен, нужны решения, способствующие изменению ситуации. Такие решения предоставляет Россия. В их основе лежат изменения в законодательстве, связанные с повышением роли государства в деле регулирования недропользования, рост качества инженерного образования, внедрение современных технологий, позволяющих увеличить рентабельность добычи, поиск новых месторождений и оценка их потенциала. Участники нашего союза уже начали получать преимущества в этих сферах, но мы, конечно же, находимся только в начале пути», — рассказал Пол Омаджи после чего обратился к секретариату ЮНЕСКО с просьбой поддержать проект.

Это предложение было встречено бурными аплодисментами, как со стороны участников симпозиума из Африки, так и со стороны заместителя генерального директора ЮНЕСКО Лидии Брито. Она поблагодарила петербуржцев за «практический подход» и выразила уверенность в том, что «горное дело является очень важным и перспективным направлением», которое позволит повысить качество жизни на материке.

О своей поддержке инициатив, озвученных россиянами, она заявила и во время личной встречи с нашей делегацией. В её рамках проректор по международной деятельности Горного университета Евгений Любин, в частности, рассказал о пилотном проекте по совершенствованию модели высшей школы, который реализуется сейчас в вузе.

«Одной из задач, стоявших перед Международным центром компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО с самого начала его существования, был рост качества инженерного образования. Сегодня мы уже внедрили в свои учебные планы новый подход к подготовке кадров. Он предполагает отказ от двух уровней – бакалавриата и магистратуры – в пользу единой системы высшего образования, создание так называемого «ядра», в рамках которого студенты на первых двух курсах изучают одинаковые для всех специальностей фундаментальные дисциплины, увеличение сроков производственной практики. В ближайшее время наш опыт будет масштабирован и на другие российские высшие учебные заведения. Само собой, мы готовы поделиться им и с зарубежными партнёрами», — отметил Евгений Любин.

Лидия Брито позитивно оценила процесс трансформации образовательных программ, произошедший в Горном университете. Заместитель генерального директора ЮНЕСКО рассказала, что в период её работы министром образования Мозамбика, идея перехода на двухуровневую систему обучения инженеров в её стране также была очень популярна. Однако она сама вместе с группой единомышленников резко воспротивилась её реализации на практике. В итоге сейчас из стен местных вузов выходят не бакалавры, а специалисты, что позволяет держать качество их образования на достойном уровне.

К числу перспективных совместных проектов ЮНЕСКО и Горного университета г-жа Брито отнесла сотрудничество в сфере рекультивации земель. Она подчеркнула, что многие компании не учитывают в своих программах развития необходимость восстановления нарушенных в ходе недропользования экосистем. И здесь опыт петербуржцев также может стать основополагающим. Одним из наиболее интересных решений, разработанных именно учёными старейшего технического вуза России, она назвала программу ликвидации Коркинского разреза в Челяябинской области за счёт закладочного материала, представляющего собой хвосты Томинского ГОКа.

Кроме того, Лидия Брито сочла «замечательной идеей» предложение провести следующий симпозиум центров ЮНЕСКО в городе на Неве, на площадке Горного университета. С учётом огромного опыта петербургского вуза в части проведения крупных международных форумов, а также того факта, что историческая часть северной столицы в своё время стала первым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в нашей стране, этот план, по её мнению, «вполне реалистичен, хотя и требует дополнительной проработки».

Источник: Форпост Северо-Запад