Жизнь с женитьбы начинается

В представлении удмуртов жизнь — это три свадьбы: рождение — свадьба с жизнью, свадьба — союз с другим человеком, похороны — свадьба со смертью. Создание союза между мужчиной и женщиной считалось долгом каждого.

Свадьба была одним из главных и важных событий в жизни, а выполнение свадебных обрядов должно было обеспечить благополучную и счастливую жизнь супругов.

Из всех традиционных удмуртских обрядов свадебный — самый сложный. Он включает в себя сватовство, сговор, пир в доме невесты, пир в доме жениха, послесвадебные ритуалы. У каждого родственника и помощника как со стороны жениха, так и со стороны невесты — особая функция.

В невесте интересовали прежде всего здоровье, трудолюбие, сноровка, отношение к хозяйству. Согласно удмуртской пословице, «хорошая жена — половина хозяйства». Если характеристики девушки удовлетворяли родственников жениха, отправлялись сватать.

Сватать приходилось ездить несколько раз, так как давать согласие на брак первому встречному жениху считалось неприличным. Чем больше раз приходили свататься, тем больше возрастало достоинство девушки.

После сватовства в доме невесты происходил сговор между представителями двух родов: родители жениха обсуждали сроки проведения свадьбы, число гостей, состав приданого и платили выкуп за невесту. Когда приходили к окончательному согласию, мать невесты клала на стол масло и каравай хлеба как символ благополучия и семейного счастья. Отец жениха втыкал в масло серебряную монету, и девушка считалась просватанной.

Родители жениха и невесты, каждый со своей стороны, обходили родственников, приглашая принять участие в свадьбе фразой «Ботинки мажьте маслом, лошадей кормите!». Быть приглашенным на свадьбу считалось большой честью — знаком уважения, признанием достоинства личности. Молодежь с нетерпением ждала первого в жизни приглашения на свадьбу. За первое участие в свадьбе, за поддержание доброй родительской репутации, за умение отчитаться за поездку отец дарил серебряную или даже золотую монету. Неженатым молодым людям нужно было заботиться о своей репутации, потому что за ними наблюдали как за возможными женихами.

На свадьбу надевали праздничную одеж­ду. Национальный удмуртский костюм — это символ трудолюбия, аккуратности, оберег и защита от нечисти. Основные цвета — черный, красный и белый.

Черный — цвет земли, на которой рождается, живет и умирает человек, это цвет стабильности.

Красный — цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца, символ крови и братства.

Белый — символ чистоты, святости, вечности.

Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, перед ним закрывали ворота. Чтобы войти, жениху необходимо было заплатить выкуп. Поезжане пытались перелезть через забор и открыть ворота изнутри, но этого им не давали сделать родственники невесты. А в это время подружки невесты могли угнать лошадей и повозку (зимой — сани), кататься по деревне.

Когда собирались все приглашенные гости, им представляли главного распорядителя свадьбы и запевалу, которого вносили в дом на руках. Чаще всего им был крестный отец невесты. Распорядитель был самым уважаемым и почитаемым гостем, поэтому его всегда усаживали первым, во главе стола и только на подушку, которую дарили родители невесты.

На каждой удмуртской свадьбе произносились пословицы, поговорки, молитвенные заклинания, благопожелания и исполнялись свадебные песни. Среди них выделялись песни рода жениха и рода невесты. По напевам могли отличить, к какой деревне принадлежит род. Гости песней выражали свои желания, например взглянуть на невесту, которая почти до самого отъезда в свадебном пире не принимала никакого участия.

Перед тем как невеста покинет родной дом, ее обязательно пытались разжалобить песней, доводили ее до слез, так как считалось, что чем больше у нее будет слез на свадьбе, тем меньше их будет в последующей жизни.

Когда все было готово к отъезду, невесту прятали и дверь закрывали на замок, а ключ вешали на шею гусю и выпускали его во двор. Жених мог получить невесту заплатив выкуп, поймав гуся и сняв с него ключ.

Когда повозка уезжала, проводили черту поперек улицы, символически обозначая таким образом, что невесте с этого времени возвращаться в дом родителей запрещается.

Праздник в доме жениха, куда приезжал свадебный поезд с родственниками невесты, мог проводиться как на следующий день, так и через неделю или несколько месяцев.

Проводили обряд переодевания невесты в традиционный свадебный наряд: надевали головной убор — чалму, налобную повязку, что означало окончание девичества. Чалма у удмуртов — символ женщины. После этого девушка уже не могла показываться на людях с непокрытой головой и босоногой.

Родственники жениха осматривали приданое невесты, по которому судили о ее материальном положении и способностях к рукоделию.

Во время демонстрации приданого особенно выделяли разнообразные полотенца. Среди них были и те, что невеста готовила для подарков в первый день свадьбы. На одном конце невеста размещала орнамент своего рода, а на другом — рода жениха. Гости повязывали их на талию так, чтобы был виден вышитый узор. Такие полотенца называли «паспорт». Они не только служили атрибутом участника обряда, но и символизировали объединение рода жениха и рода невесты.

Общепринятым было проводить символические испытания для жениха и невесты. Проверка невесты заключалась в демонстрации умения готовить и быть хозяйственной, а жениха — в ловкости. На одном из испытаний новобрачную вели к реке за водой. Показывали, откуда в дом нужно носить воду. Невеста должна была донести воду до дома, не расплескав ее, что считалось хорошим знаком. При этом ей всячески пытались помешать ее ряженые родственники: они хотели опрокинуть ведра и пытались больше всех забрызгать жениха. Поэтому ей приходилось несколько раз набирать воду в ведра.

Во время свадебного веселья ряженые гости устраивали представления и проводили разные обряды. Опускали в дымоход живую курицу, а гости следили, как будет вести себя курица после того, как выскочит из трубы в доме. Если бросится под печку — значит, невеста надолго в доме останется, а если к двери, то скоро покинет этот дом.

Когда приходила пора прощания с невестой, всегда пели песни. Невеста садилась на скамейку, и каждый, кто прощался, брал ее за руку, жалел за то, что она остается в чужом доме, и снова доводили ее до слез.

Свадебный цикл длился от нескольких месяцев до года.

Существовали еще послесвадебные обряды, направленные на дальнейшее укреп­ление отношений между породнившимися семьями жениха и невесты.

Самобытная свадьба удмуртов ярко описана в уникальной книге «Тради­ционная удмуртская свадьба» из серии «Свадьбы народов России». В этом издании, получившем эгиду Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, каждый фрагмент обрядов подробно проиллюстрирован современными и архивными фотографиями. Книга написана по материалам исследователей-этнографов на трех языках (русском, удмуртском и английском). Научный редактор книги А.Е.Загребин, д.и.н, профессор РАН, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, член Комитета по образованию и науке Государственной Думы. По мнению экспертов, данная книга-альбом является одним из лучших примеров представления культуры народа, так как в ней содержится не только информация о свадебных обрядах, но и описание традиционного быта, традиционной одежды, кухни и жилища.

Д.Н.Князев, этнографический проект «Свадьбы народов мира: культурное наследие». Фотографии автора