На пути к образовательной экосистеме. Научно-практическая конференция «Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме в интересах устойчивого развития»

Весной 2024 года в Университете управления «ТИСБИ» (Казань) состоялась Международная научно-практическая конференция под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО «Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме в интересах устойчивого развития», приуроченная к 70-летию вхождения СССР в ЮНЕСКО.

Мероприятие собрало более 350 участников из 28 регионов России и десятка зарубежных стран — Франции, Индии, Китая, Македонии, Белоруссии, Киргизии, Бурунди, Конго и других. В нем приняли участие 20 кафедр ЮНЕСКО и 123 ассоциированные школы ЮНЕСКО, 2 центра ЮНЕВОК.

На пленарном заседании конференции выступили Государственный советник Татарстана, Посол доброй воли ЮНЕСКО М.Ш.Шаймиев, Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Т.Е.Довгаленко.

Был заслушан приветственный адрес от г-на Федерико Майора Сарагосы, Президента «Фонда культуры мира», почетного председателя Академии Мира, Генерального директора ЮНЕСКО (1987–1999 годы).

На пленарной секции в режиме видео­связи участников конференции приветствовала координатор программы кафедр ЮНЕСКО/УНИТВИН Инга Нишанян из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

С особым интересом был встречен доклад Н.М.Прусс, профессора, заведующей Международной кафедрой ЮНЕСКО, нацио­нального координатора Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации, директора центра ЮНЕВОК, президента Университета управления «ТИСБИ».

Нэлла Матвеевна пояснила, что индустрии больше не нужны стандартные профессионалы, которых в большом количестве выпускали и продолжают выпускать вузы. В современных реалиях новая информационная среда обитания человечества меняет уклад жизни, расширяется за счет поиска альтернативных источников знания, интеграции с бизнесом, семьей, профессиональными и исследовательскими сообществами. Такая среда приобретает черты экосистемы, в которой образование происходит не по шаблону и «конвейерному» принципу, а где, напротив, каждый индивид имеет право выбора для себя комфортной, персональной, высокоэффективной, экологической образовательной и впоследствии профессиональной ниши.

Е.В.Александрова, директор Института международных и региональных проектов в образовании, исполнительный директор центра ЮНЕВОК Университета управления «ТИСБИ», раскрыла понятие экосистемы образовательных проектов ЮНЕСКО. Она также отметила, что «работа на этой конференции — это не только шаг к созданию образовательной экосистемы сетей ЮНЕСКО в Российской Федерации, но и реальная возможность обсудить модель взаимодействия всех проектов ЮНЕСКО и методику ее применения на практике».

На одной из площадок конференции была презентована единая цифровая информационная среда, созданная на базе сайта Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в России (aspnet-unesco.ru). Данный ресурс был создан по инициативе Национального координационного центра Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации и при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

В рамках конференции прошло заседание Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО и заседание Национального совета Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации. Т.Е.Довгаленко порадовала всех собравшихся приятной новостью из штаб-квартиры ЮНЕСКО о получении пятнадцатью российскими школами сертификатов членов Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Основным выводом стало то, что экосис­тема образовательных проектов ЮНЕСКО в Российской Федерации — это сеть взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения/воспитания/развития в течение всей жизни. Она объединит различные уровни образования: начальное, основное, среднее, среднее-­профессиональное, высшее. То есть субъектами системы смогут выступать как школы и колледжи, так и университеты. Экосис­тема образовательных проектов ЮНЕСКО будет направлена на всестороннее развитие входящих в нее элемен­тов, обеспечивающее всем участникам опыт, который применяется на протяжении всей жизни.

Материал предоставлен кафедрой ЮНЕСКО Университета управления «ТИСБИ»