Мастер цвета. Сергей Михайлович Прокудин-Горский

В начале XX века был изобретен метод цветоделения для создания цветных фотографий. Эта сложная для того времени технология позволяла добиться удивительной реалистичности и великолепного качества снимков. Пионером цветной фотографии в России стал ученый-изобретатель Сергей Михайлович Прокудин-Горский, 155-летие со дня рождения которого отметили в 2018 году.

Славный род

О детстве и юности Сергея Михайловича Прокудина-Горского мало что известно. Родился он в фамильном имении во Владимирской губернии. По одной из версий, род Горских происходил от уехавшего из Золотой Орды татарского князя. Он принял православие и даже сражался под знаменами Дмитрия Донского на Куликовом поле, за что получил вотчину Гора и стал Горским. Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой — то есть плутом, проказником. Так и стали именовать его потомков — Прокудиными-Горскими.

Много известных людей дал этот древний род. Были среди них и военные, и дипломаты, и предводители дворянства, и один из первых русских драматургов — Михаил Иванович Прокудин-Горский. Но самым известным представителем фамилии стал русский изобретатель цветной фотографии.

Вероятно, Сергей Михайлович учился на химика, потому что в 1896 году он как член химико-технологического отдела Императорского русского технического общества (ИРТО) сделал доклад «О современном состоянии литейного дела в России». C 1890-х и до Октябрьской революции он возглавлял правление Товарищества казенных Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. Параллельно он увлеченно занимался фотографией.

В 1898 году Прокудин-Горский стал действительным членом фотографического отдела ИРТО. На одной из выставок он показал снимки полотен художников XVII–XVIII веков. В черно-белых фотографиях мастеру удалось передать свет и тень, отразить богатство палитры и индивидуальность авторов. Эти фотографии отметили бронзовой медалью. В том же году Прокудин-Горский сделал доклад «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)» и стал одним из организаторов первых в Петербурге курсов практической фотографии.

В 1901 году в столице открылась фотомастерская С.М.Прокудина-Горского. Теперь у мастера появилась своя химическая лаборатория, проходили занятия курсов, а позже, в 1906 году, разместилась редакция журнала «Фотограф-любитель». В лаборатории Прокудин-Горский начал упорно работать над получением цветного изображения.

Метод цветоделения

К 1902 году Сергей Михайлович отправился в Германию, чтобы поучиться в лаборатории химика Адольфа Мите в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге. Именно немец представил широкой общественности новую модель фотокамеры для цветной съемки, в которой реализовал принцип цветоделения, а также создал проектор для демонстрации фотографий в цвете.

Спустя три года Прокудин-Горский запатентовал собственный вариант сенсибилизатора, который по своей чувствительности значительно превосходил все имеющиеся разработки, включая использованные Адольфом Митте. Благодаря новому составу, русскому изобретателю удалось сделать бромосеребряные пластины для фотографии светочувствительными во всем спектре. Так Прокудин-Горский усовершенствовал метод цветоделения в цветной фотографии. Благодаря мастеру подобные снимки стало относительно просто тиражировать.

Сергей Михайлович использовал обычные черно-белые фотопластинки и специальный фотоаппарат собственной конструкции, который быстро делал три снимка одного и того же сюжета через три различных фильтра — синий, зеленый и красный. Затем проявлялись три негатива, с которых можно было получить нужное количество копий для производства диапозитивов. Последние, в свою очередь, служили основой для изготовления клише и получения типографских оттисков в фотомеханической мастерской. Этот принцип работы, которому Прокудин-Горский оставался верен на протяжении всей жизни, аналогичен цветоделению, используемому в современной полиграфической печати.

В январе 1905 года Прокудин-Горский показал членам Императорского русского технического общества около 70 цветных снимков: виды Дагестана и Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, снимки заходящего солнца… Фотографии поразили зрителей яркими красками и вызвали долго не смолкающие аплодисменты.

Фотолетопись России

В том же 1905 году Сергей Михайлович совершил первую большую поездку по России, во время которой сделал около 400 цветных фотографий. Перед этим он обратился в Петербургский Красный Крест с удивительным проектом. Он хотел запечатлеть Россию в цвете и издать эти снимки в виде первых в истории страны цветных фотооткрыток. Прокудин-Горский считал, что «важная цель, которую преследует цветная фотография, — это оставить точный документ для будущего», что это «драгоценное средство спасать от забвения все разрушающиеся памятники».

Красный Крест выделил фотографу аванс, и Прокудин-Горский отправился в путь. Он снял Петербург, Киев, Курск, Севастополь, Новороссийск, Сочи, Гагры. Однако первая русская революция нарушила его планы, Красный Крест больше не смог оплачивать проект, и съемки прервались.

Через год Прокудин-Горский отправился вместе с экспедицией Русского географического общества в Туркестан, чтобы сфотографировать солнечное затмение. Запечатлеть событие в цвете не удалось из-за густой облачности, зато мастер сделал множество снимков старинных памятников Бухары, Самарканда и колоритных местных жителей.

Вскоре у Сергея Михайловича родилась идея создать цветной фотопортрет самого известного своего современника — Льва Толстого. Два майских дня 1908 года Прокудин-Горский провел в Ясной Поляне, где сделал один из самых знаменитых фотопортретов в истории России.

Судьбоносную роль в судьбе фотографа сыграла его встреча с Николаем II. Царь был очарован работами Прокудина-Горского и его главной идеей: запечатлеть в «натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Теперь фотограф получил все, что хотел: «Мне был дан по высочайшему повелению пульмановский вагон, специально оборудованный по моим указаниям. Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в темную для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих спутников. Для работы на водных путях… министерство предоставляло мне отдельный, специально приспособленный для работы пароход с полным составом команды. В случае надобности предоставлялись помимо того маленький пароход, способный идти по мелководью, и прицепная баржа… Для обработки Урала и перевала Уральского хребта в Екатеринбург был прислан новый автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог».

Фотограф планировал сделать за 10 лет 10 тысяч снимков. Он видел в своей работе огромный просветительский потенциал. По его замыслу, в школах и училищах должны были быть установлены проекторы, и на цветных слайдах-диапозитивах молодое поколение могло увидеть красоту страны. Прокудин-Горский даже придумал название этому новому школьному предмету — отечествоведение. Мастер так описал цель своего труда: «Составление систематической коллекции фотографических изображений в натуральных цветах (c пояснительным текстом) достопримечательностей России в церковном, историческом, этнографическом, промышленном и художественном отношениях имеет целью добывание материала по отечествоведению. Пробудить любовь к родине, интерес к изучению ее красот и неисчерпаемых богатств, без чего немыслимо воспитание истинно патриотических чувств в юношестве, есть настолько важная цель, что она вполне оправдывает те средства, которые необходимо затратить на ее достижение».

Позже, уже в эмиграции, Сергей Михай­ло­вич подвел итог своим экспедициям. Он успел сфотографировать Мариинский вод­ный путь, Туркестан, Урал, Волгу от истока до Нижнего Новгорода, памятники, связанные с 300-летием дома Романовых; Кавказ и Дагестан, Мугаль­скую степь (Приамурье), Бородино и Мурманский железнодорожный путь. «Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах» С.М.Прокудина-Горского насчитывает более 1900 цветных и около 1000 черно-белых фотографий.

Жизнь вне России

После Октябрьской революции Прокудин-Горский был включен в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг и назначен профессором созданного в 1918 году Фотокиноинститута. В марте 1918 года в России прошла последняя выставка его работ. В экспозиции «Чудеса фотографии», открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены снимки, сделанные во время путешествий.

Наступило лето, и по стране распространилось известие о расстреле царской семьи. Узнав об этом, Сергей Михайлович покинул Россию. Некоторое время он пробыл в Норвегии и Англии, затем, пере­ехав в Ниццу, работал вместе с братьями Люмьер. Добравшись до Парижа, куда приехала из России его семья, Прокудин-Горский вместе с сыновьями и дочерью открыл фотоателье «Елка».

Фотограф очень страдал от разлуки с родиной, поэтому часто выступал перед русской молодежью с лекциями «Образы России», «Россия в картинах», «Центральная Россия», «Наша Родина».

Семья смогла вывезти из России большую часть фотопластин, но всю Вторую мировую войну они пролежали в сыром подвале. А почти сразу после того, как Париж был освобожден союзниками, Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался. Через некоторое время сыновья мастера стали замечать на фотопластинах плесень и трещины. Стремясь спасти выдающийся памятник русской культуры, наследники Прокудина-Горского продали архив Библиотеке Конгресса США.

Сегодня снимки Сергея Михайловича Прокудина-Горского помогают вспомнить о многоликой, многоплеменной России начала XX века. Стране, многие памятники которой можно увидеть лишь на вечных цветных фотографиях великого мастера.

О.Василиади