Памяти Наталии Александровны Потаповой


Ученый, хранитель, педагог

Ушла из жизни декан факультета архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, заслуженный работник культуры Российской Федерации Наталия Александровна Потапова.

Выдающийся ученый, человек, посвятивший жизнь делу охраны и сохранения историко-культурного наследия нашей страны, талантливый педагог, общественный деятель Наталия Александровна Потапова родилась 7 июля 1946 года в Калуге в семье кадрового военного. В 1977 году окончила факультет искусствоведения Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Параллельно с учебой Наталия Александровна работала научным сотрудником Калужского областного художественного музея, инженером-архитектором в производственной группе по охране памятников истории и культуры Управления культуры Калужского облисполкома. Командировки в исторические места Калужской области — Оптину пустынь, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь — дали будущему ученому разносторонние знания о памятниках, бесценный опыт профессионального общения. В эти же годы Наталия Александровна — внештатный корреспондент Калужского областного радиокомитета — выпускает цикл передач об уникальном культурном наследии Калужского края, пишет диссертацию по иконографии памятников, исследует объекты, работает в архивах. При ее активном участии в 1975 году в с. Ильинском Малоярославецкого р-на Калужской области открыт воинский мемориальный комплекс «Ильинские рубежи», посвященный героическому подвигу Подольских курсантов в 1941 году.



В 1977 году Наталия Александровна переезжает в Москву и поступает на работу старшим архитектором в реорганизуемую Государственную инспекцию по охране памятников архитектуры и градостроительства. В условиях масштабной реконструкции столицы она занимается спасением объектов исторической застройки, участвует в проектах по сохранению и развитию фрагментов исторических поселений, публикует статьи в профессиональных изданиях. С 1986 года Потапова становится начальником отдела исторической застройки, а спустя два года — начальником Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы. Она организует историко-культурные исследования зданий и территорий столицы, ведет государственный учет памятников, экспертизу объектов исторической застройки. Накопленный профессиональный опыт позволяет Наталии Александровне приступить к реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия — подготовке комплектов документов и материалов для представления в Список всемирного наследия: в 1989 году — Ансамбля Московского Кремля и Красной площади, в 1990 году — церкви Вознесения в Коломенском, в 1991 году — архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Но круг научных интересов Потаповой не ограничивается Москвой. Она изучает памятники и методы их охраны в Казахстане, Таджикистане, других тогдашних союзных республиках, занимается поиском захоронений советских людей времен Второй мировой войны на территории Германии.

Наталия Александровна всю свою жизнь не просто шла в ногу со временем — она опережала его. Например, в 1995 году по ее инициативе был открыт специализированный Информационный компьютерный центр для информатизации Управления информационно-аналитического обеспечения охраны и использования памятников Москвы. А в 2001 году Потапова создала и возглавила Научно-исследовательский методический центр охраны наследия Москвы. В ее профессиональных руках оказались организация проведения историко-культурных исследований по всей столице, государственный учет объектов наследия, уникальный архив, перспективные научные исследования, объекты исторического воинского и гражданского некрополей. Наталия Александровна принимала активное участие и в разработке федерального закона об охране и использовании памятников истории и культуры. А тема ее диссертации — «Международно-правовые проблемы охраны культурных ценностей и законодательство Российской Федерации» — оказалась совершенно новаторской для своего времени.

Для охраны и сохранения историко-культурного наследия нужны высококлассные специалисты. Потапова понимала это, как никто другой. С 1992 года она начинает преподавать на факультете архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. До последних дней жизни Наталия Александровна была неразрывно связана с факультетом, деканом которого она в итоге стала. По ее инициативе здесь создана первая в России кафедра по подготовке высококвалифицированных специалистов по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Из теоретиков Потапова делала практиков: ее студенты в качестве тем дипломных проектов выбирали требующие восстановления объекты культурного наследия Москвы, Московской, Калужской, Тульской, Воронежской областей и других регионов страны. Наталия Александровна оказалась необыкновенно талантливым педагогом: студенты любили ее и как наставника, и как человека.

Люди, близко знавшие Потапову, поражались: как она столько успевала? Научная и практическая работа, занятия со студентами — но и это еще не все. В 1993 году Наталия Александровна организовала Московское отделение Российского национального комитета Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Больше 20 лет как бессменный председатель Московского отделения она ежегодно выступала с публичными лекциями по вопросам охраны, сохранения, использования, популяризации памятников истории и культуры и международной охраны объектов культурного наследия, осуществляла издание периодического сборника, проводила тематические выставки, научные конференции и семинары. Значительную часть жизни Потапова посвятила вопросам сохранения объектов всемирного культурного наследия, расположенных на территории России, активно участвовала в деятельности Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В последние годы жизни Наталия Александровна много занималась проблемами изучения и сохранения русских усадеб, восстановления исторических усадебных комплексов в разных регионах России. Ее огромный вклад в дело охраны российского и международного культурного наследия никогда не будет забыт коллегами, учениками, друзьями и единомышленниками.

В.В.Лукьяненко