Станция метро «Новокузнецкая»: история и легенды

Станция метро «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии Московского метрополитена — не только одна из красивейших в столице России. В ее истории, как в зеркале, отражается нелегкий путь, пройденный страной за военные и послевоенные годы.

В истории проектирования и строительства станции «Новокузнецкая» есть несколько важных дат. Первая — лето 1932  года. Именно тогда в Москву были приглашены британские специалисты для консультаций по проекту строительства метрополитена. Одна из легенд гласит, что именно они и спроектировали «Новокузнецкую». Это не соответствует действительности: станция — творение лучших архитекторов, скульпторов и художников СССР.
Изначально перспективный план предусматривал пять диаметров из двух пересекающихся радиусов каждый: Мясницко-Усачевский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский. Затем было решено добавить Калужско-Тимирязевский диаметр. Но британские специалисты предложили иное решение: вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров — Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский. Это предложение было принято. И в 1934  году Замоскворецкую линию спроектировали в ее современном виде. В том же году на улице Пятницкой снесли церковь Параскевы Пятницы, на месте которой и был построен наружный вестибюль станции «Новокузнецкая». Кстати, это название появилось не сразу: сперва станцию планировали назвать «Климентовский переулок», затем «Ново-Кузнецкая», и только со временем она стала «Новокузнецкой».
Следующая важная дата в истории станции — 10 июля 1937 года. В этот день был утвержден окончательный состав линий и план строительства третьей очереди московского метро, в которую входила и «Новокузнецкая». Строительство началось в 1938  году.

Великие имена

«Новокузнецкую» планировалось построить и запустить за два — максимум три года. Но началась война. Казалось, что все силы страны отданы фронту, но метро продолжало строиться. Станция «Новокузнецкая» — не только образец творчества выдающихся архитекторов, скульпторов и художников, но и своеобразный памятник трудовому подвигу советского народа во время войны.
Говоря о «Новокузнецкой», довольно часто приходится употреблять слово «впервые». Действительно впервые в истории строительства российского метро наземный вестибюль был спроектирован и построен в виде ротонды. Авторами уникального проекта стали сразу несколько знаменитых архитекторов. Первый из них — Владимир Гельфрейх. Владимир Георгиевич учился еще на Архитектурном отделении Высшего художественного училища при Императорской академии художеств у таких мастеров, как Леонтий Бенуа и Владимир Щуко. К моменту начала работы над станцией «Новокузнецкая» Гельфрейх был уже известен как автор нескольких удачных проектов. Его более молодыми помощниками стали Игорь Рожин, впоследствии народный архитектор СССР, и Любовь Шагурина. Результатом их совместной работы оказалась ротонда с куполом и колоннами по всему периметру. Смотреть на этот шедевр приходила вся Москва.
Над проходами вестибюля — медальоны с барельефами, изображающими архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику. Их автор — известный скульптор Георгий Мотовилов. Ученик академика Императорской академии художеств Сергея Волнухина и знаменитого скульптора Сергея Коненкова, Георгий Иванович еще в 1937 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Его барельефы — подлинное произведение искусства.
Авторами проекта самой станции стали молодые тогда архитекторы — супруги Иван Таранов и Надежда Быкова. Им принадлежит идея пилонной конструкции «Новокузнецкой» с поперечными проходами, впервые использовавшаяся при строительстве метро. Оформленные мощными порталами проходы создают парадный, торжественный вид. В нишах в основании пилонов находятся мраморные скамьи, по форме похожие на диваны. Еще одна легенда, связанная с историей строительства станции, гласит, что скамьи на «Новокузнецкой» — из снесенного к тому времени Храма Христа Спасителя. На самом же деле специально созданные для этой станции скамьи — идея наставника молодых авторов проекта Таранова и Быковой, выдающегося советского архитектора Ивана Жолтовского. Вот как впоследствии вспоминала о работе с Иваном Владиславовичем Надежда Быкова: «Это был художник с необычайно тонким вкусом. Он мог легко согласиться с мнением молодого автора, умел и тактично, не навязывая своего решения, подсказать очень ценное. По предложению Жолтовского появились на «Новокузнецкой» мраморные скамьи с волютами. Он поддержал нашу идею установки ряда торшеров вдоль центральной линии подземного зала, одобрил рисунок свода, тему которого мы позаимствовали из римской гробницы Валериев».

Слава героям

Станция «Новокузнецкая» строилась в основном уже во время войны и была открыта в ноябре 1943  года. Неудивительно, что военная тема, труд советских людей в тылу доминируют в ее оформлении. Так, над каждой мраморной скамьей центрального зала — металлические щиты с надписями: «Слава героическим защитникам города Ленинграда», «Слава героическим защитникам города Севастополя», «Слава героическим защитникам города Одессы», «Слава героическим защитникам города Сталинграда». Со стороны боковых залов на аналогичных щитах — барельефы великих полководцев прошлого: Александра Невского и Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Между пилонами и сводом центрального зала — фриз, изображающий идущих в бой солдат и офицеров. Его авторы — выдающиеся советские скульпторы Николай Томский и Саул Рабинович.
Но главный элемент декора, делающий станцию «Новокузнецкая» совершенно неповторимой, — это поразительной красоты мозаики. Их темы — «Садоводы», «Сталевары», «Строители», «Машиностроители», «Шахтеры», «Авиаторы», «Лыжники» и «Парад физкультурников». Эти шедевры мозаичного искусства созданы Владимиром Фроловым по эскизам Александра Дейнеки.

Блокаде вопреки

Мемориальная доска создателям мозаичных панно

О подвиге творца мозаик Владимира Фролова стоит сказать отдельно. Владимир Александрович был потомственным художником-мозаичистом. Он родился в Санкт-Петербурге и всю жизнь прожил в этом городе, в советское время называвшемся Ленинградом. Семье Фроловых принадлежала крупнейшая в мире коллекция смальты. В 1895  году первая в России частная мастерская декоративной мозаики Фроловых выиграла конкурс на создание мозаик для Храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге. Сам Владимир Александрович создавал мозаики для собора Александра Невского в Варшаве, храма Святителя Алексия в Лейпциге, Феодоровского собора в Царском селе, был известным на весь мир художником.
После революции мастерскую Фроловых национализировали, но мастер продолжал трудиться в ней. Когда был получен заказ на мозаики для московской станции «Новокузнецкая», Владимир Фролов был уже очень пожилым человеком, плохо видел. Ленинград находился в блокаде. В мастерской не было отопления и освещения. Выбитые во время бомбежек стекла заменяла фанера. Голодный, замерзающий, при слабом свете керосиновой лампы, Фролов сумел закончить мозаики в 1942  году. Они были вывезены по «дороге жизни», связывавшей блокадный Ленинград с внешним миром через Ладожское озеро, в Москву и украсили «Новокузнецкую». Но Владимир Александрович об этом не узнал: уникальный художник и человек, он умер от голода и был похоронен в братской могиле.

Вчера, сегодня, завтра

Время шло, Москва менялась, расширялась, все эти изменения не могли не коснуться и станции метро «Новокузнецкая». В 60-е годы имевшиеся в ее декоре изображения Сталина были заменены изображениями Ленина. В 1970  году центральный зал «Новокузнецкой» удлинили, построив в южном торце переход на Калужско-Рижскую линию. Сейчас там находится южный зал станции «Третьяковская». Новые проходы с пилонами отличаются от старых более простым и лаконичным декором. В начале 80-х годов было начато проектирование Калининской линии метро. Для этого в 1986  году на «Новокузнецкой» построили новый зал для движения поездов Калужско-Рижской линии в южном направлении. Переход в него осуществляется по лестницам и мостикам над платформой. В 1996  году появился еще один новый переход: он связал «Новокузнецкую» со старым залом «Третьяковской». Его стены облицованы светлым мрамором и освещены трубками дневного света.
Мозаики работы Владимира Фролова изначально освещались торшерами, установленными по центральной оси зала станции. Их стойки и подставки сделаны из темного и красного известняка. Но освещение было довольно тусклым, поэтому в 2005  году его решили модернизировать. 27  января 2013  года, в очередную годовщину снятия блокады Ленинграда, на «Новокузнецкой» была открыта мемориальная доска в память о великом мастере мозаики, надпись на которой гласит: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».
Сегодня «Новокузнецкая» является одной из ключевых станций московского метро. За сутки через нее проходят до 45  тысяч пассажиров.

Е.Э.Гуревич