Непревзойденная

В 2018 году оперная дива и Посол доброй воли ЮНЕСКО Монтсеррат Кабалье отметила свое 85-летие. По традиции величайшее сопрано современности праздновала круглую дату в лучах софитов и под несмолкаемые аплодисменты публики. В июне Кабалье посетила Москву и дала концерт в Кремлевском дворце. А ровно через четыре месяца блистательная певица ушла из жизни.

Мечта, ставшая явью

Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк… Так в бедной испанской семье рабочего назвали родившуюся в 1933 году девочку. Мать решила дать дочери имя в честь святой Девы Марии де Монтсеррат. Пройдет не так много времени, и весь мир узнает о непревзойденной Монтсеррат Кабалье — певице с широчайшим диапазоном голоса, блистательным мастерством исполнения и ярким темпераментом.

Девочка с детства была неравнодушна к музыке. Впервые она услышала оперу в семилетнем возрасте. Этот опыт запомнился ей на всю жизнь. Монтсеррат так потрясла смерть мадам Баттерфляй, что она проплакала всю дорогу от театра до дома, а затем выучила арию наизусть и исполнила перед родителями. С этого момента она часами могла слушать оперу на пластинках. Но мечта о сцене казалась осуществимой лишь самой Монтсеррат. Она часто повторяла матери: «Потерпи, придет день, я стану знаменитой, тогда у нас будет все!».

Пока же семья еле сводила концы с концами. Девочка училась в лицее, но, чтобы помочь родителям, начала подрабатывать сначала на ткацкой фабрике, а затем в магазине и в швейной мастерской. У нее еще хватало сил на уроки французского и итальянского языков. Вполне могло случиться так, что Монтсеррат радовала бы своим пением лишь жителей родного квартала, но помог случай.

Супруги Бертран, владельцы театра Лисео, в поисках новых талантов устроили прослушивание. Монтсеррат исполнила несколько арий и испанских народных песен, и ни у кого не осталось сомнений, что девушка обязательно станет звездой сцены.

Семья Бертран помогла Монтсеррат поступить в консерваторию, взяв на себя все финансовые расходы. Кроме того, меценаты использовали свои возможности, чтобы младший брат Монтсеррат получил хорошее образование, а ее отец нашел новую работу.

Четыре года девушка училась в консерватории в классе Эугении Кеммени — венгерской певицы, придумавшей особую технику дыхания. Именно благодаря упражнениям Кеммени Кабалье сохранила свой уникальный голос до старости. Получив высший балл на выпускных экзаменах, Монтсеррат Кабалье начала профессиональную карьеру.

Лучшие сцены мира

Дебют Кабалье состоялся 17 ноября 1956 года. На сцене Базельского театра, небольшого, но известного, она исполнила партию Мими в «Богеме». Выступление имело большой успех, и молодую певицу начали приглашать в оперные коллективы других городов Европы: Милана, Вены, Лиссабона, родной Барселоны. Монтсеррат осваивала музыкальный язык романтических, классических и барочных опер. Но особенно ей удавались партии из произведений Беллини и Доницетти, мастеров стиля бельканто, в которых раскрылась вся мощь и красота ее голоса.

Певица быстро стала известной в оперных кругах, но настоящая мировая слава пришла к Монтсеррат лишь через девять лет. Однажды ее пригласили заменить заболевшую оперную диву Мэрилин Хорн в американском «Карнеги-холл». Кабалье спела партию Лукреции Борджиа в одноименной опере, и публика устроила ей получасовую овацию. Ночью в номере отеля, где остановилась испанская певица, раздался телефонный звонок. Какая-то леди сказала по-италь­янски: «Я — Мэрилин Хорн. Я слушала вас. Тайком. Я рада, что в тот день потеряла голос. Так, как вы пели Лукрецию Борджиа, я никогда не пела и не спою. Вы станете лучшей певицей мира». На следующее утро газета «Нью-Йорк таймс» вышла с заголовком на первой полосе: «Каллас + Тебальди = Кабалье».

Действительно, с этого момента список великих оперных див, в который входили Рената Тебальди и Мария Каллас, пополнился новым именем. Каллас называли «Божественная», Тебальди наградили титулом «Изумительная», Кабалье же стала носить звание «Непревзойденная».

Вокальные эксперименты

Монтсеррат Кабалье блистала на мировых оперных сценах, но всегда была сторонницей экспериментов. Она с интересом пробовала себя в разных проектах. В 1987 году Кабалье записала с рок-звездой Фредди Меркьюри, лидером группы «Queen», альбом «Барселона», в который вошел одноименный хит. Он стал гимном не только Олимпийских игр 1992 года, но и всего автономного сообщества Испании. На открытии Олимпиады песню должны были исполнить Меркьюри и Кабалье, но этому помешала смерть Фредди в 1991 году. Монтсеррат Кабалье пела вживую на сцене, а Меркьюри исполнял свою партию на экране, натянутом на стене зала. Песня побила все рекорды мировых чартов и стала одним из самых известных хитов столетия.

На этом сотрудничество оперной дивы с рок- и поп-музыкантами не окончилось. Кабалье записала альбом со швейцарской группой Gotthard, в Милане выступила на одной сцене с итальянским поп-певцом Аль Бано и записала композиции с одним из родоначальников стиля электронной музыки нью-эйдж Вангелисом.

Творческая жизнь Монтсеррат Кабалье была невероятно плодотворной. Она сотрудничала с оркестрами звездных дирижеров, ее партнерами по сцене были лучшие теноры мира, она выступала не только на оперных сценах, но и в Госудаственном Кремлевском дворце, Белом доме в США, в зале Генеральной Ассамблеи ООН и в китайском Зале народных собраний. В репертуаре певицы 130 оперных партий, она записала более ста пластинок и была удостоена премии «Грэмми» за лучшее исполнение вокального классического соло. Сама Монтсеррат Кабалье так сказала о своей творческой жизни: «У меня потрясающая, блистательная певческая судьба. Уверена, что с моей помощью люди соприкоснулись с настоящей музыкой, и эта уверенность дарит мне абсолютное удовлетворение, о котором художник только может мечтать».

А.Шломина