Станция метро «Маяковская». День страны Советов в мозаиках А.А.Дейнеки

Фотография: © Andrey Kryuchenko / wikimedia.org

Московский метрополитен должен был стать одним из наиболее ярких подтверждений колоссальных возможностей СССР. Размах, инженерные особенности, архитектурные и художественные решения, которые были воплощены при строительстве, поражали воображение пассажиров.

В Москве много красивейших станций метро. Но несомненно, одной из самых известных, в том числе и за рубежом, является станция «Маяковская».

Первый проект станции оказался неудачным. Исправлять положение пригласили архитектора А.Н.Душкина, который ранее уже потряс воображение москвичей роскошной станцией «Дворец Советов» (с 1957 года — «Кропоткинская»).

Размышляя над тем, как заставить пассажиров метро «забыть», что над ними находится 33-метровая толща земли, Душкин решил создать иллюзию, будто в потолке есть окна, через которые видно небо — по типу окулуса в куполе римского Пантеона. Так родилась идея поместить мозаичное небо в «окошках» овальных куполов между каждыми двумя парами арок.

Оформление интерьера станции было поручено художнику А.А.Дейнеке. Вот как он писал об этой работе: «Тридцать пять куполов, тридцать пять плафонов. Какое богатство тем рождается в голове! Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, трактористы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьется полным пульсом круглые сутки. Так определилась тема — Сутки Страны Советов».





Фотографии: © Михаил Пафнутьев / metro.ru

На семи мозаиках панно «Сутки Страны Советов» изображено утро, на восьми — день, на пяти — ночь и еще на пятнадцати — снова утро. Каждая мозаика имеет название, обладает собственными темой и сюжетом. Одно панно было демонтировано после реставрации, но какое именно, доподлинно неизвестно. На всех мозаиках представлена жизнь молодой страны и ее граждан.

На мозаиках Дейнеки девушки и парни занимаются парашютным спортом, прыгают в воду и на лыжах с трамплина, покоряют высоту в прыжках с шестом. Значительное место уделяется теме труда: люди без устали работают, при этом на их лицах не отражается даже намека на усталость.

Течение времени «обыграно» в панно великолепно: там, где на смену утра приходит день, соответствующая мозаика изображает Спасскую башню Кремля с курантами, чьи стрелки показывают 12:00. То же самое повторяется в сюжете, где ночь сменяет вечер. «Закат» и «Рассвет» отличаются только стороной, с которой подсвечены облака.

А.Н.Душкин опоясал купола свода станции светильниками, направленными вверх и ярко освещающими мозаики, а уже оттуда вниз падает отраженный мягкий свет.

В остальном убранство «Маяковской» было довольно лаконичным. Так, ее путевые стены облицевали серым мрамором с темными вкраплениями. Рисунок мраморного пола незамысловатый: на светлом фоне выложены красные квадраты, окаймленные черным периметром, а вдоль продольной оси станции проходят красная и две черных полосы.

Фотография: russos.livejournal.com © Автор: А.Попов

Несмотря на то что станцию «Маяков­ская» однозначно можно считать шедевром стиля ар-деко, у творения А.Н.Душкина было немало критиков. И один из них сам А.А.Дейнека, который считал, что мозаики так сильно «утоплены» относительно поверхности свода, что в общей перспективе станции их ниоткуда не видно. Это справедливо: увидеть каждое мозаичное панно можно, лишь находясь четко под куполом.

Однако все это не помешало «Маяков­ской» заслужить мировое признание. В 1939 году, через год после открытия, станция получила Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. По задумке Душкина, один отсек «Маяковской» был в точности воссоздан в натуральную величину и для создания эффекта присутствия помещен между зеркальными стенами.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году московское правительство включило «Маяковскую» в список памятников истории и культуры местного значения.

В 2010 году закончился пятилетний ремонт станции, который назвали научной реставрацией». Работы шли по ночам, «Маяковская не закрывалась для пассажиров. В ходе масштабной реконструкции были обновлены все инженерные коммуникации, на 30 % увеличена освещенность станции, мраморный пол частично стал гранитным, была заменена облицовка арок и путевых стен, незначительно отреставрированы великолепные мозаики.

И.Э.Шейхетова