Центр коневодства и памятник архитектуры

Одним из уникальных и интересных объектов культурного наследия Рязанской области является Старожиловский конный завод в составе промышленно-усадебного комплекса семьи фон Дервиз.

Конный завод расположен в живописном месте Рязанской области, в центре рабочего поселка Старожилово, в 56 километрах от Рязани.

Это единственное крупное хозяйство, занимающееся разведением и выращиванием лошадей русской верховой породы.

Здесь, в русской глубинке, все буквально дышит историей. На протяжении 123 лет тут разводили племенных лошадей высокого класса, которых называли «черным бриллиантом» отечественного коневодства.

В 1860-х годах в нескольких километрах от села Старожилово проходило строительство одного из участков Рязанско-Козловской железной дороги. Строительством ведали богатейшие предприниматели — концессионеры фон Мекк и фон Дервиз. Павлу Григорьевичу фон Дервизу понравились живописные места по берегам реки Истья, и он приобрел у помещицы Орловой более 3 тысяч десятин земли. После смерти Павла Григорьевича в 1881 году Старожилово получил по наследству его младший сын Павел Павлович фон Дервиз — поручик лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Он переехал из столицы в Рязанскую губернию, и вскоре местные дворяне избрали его уездным предводителем и почетным мировым судьей.

В 1891 году было начато строительство Конного завода. Комплекс проектировал один из виднейших представителей русской архитектуры второй половины XIX века Федор Осипович Шехтель. Его считают создателем русского модерна, изменившим облик Москвы. Среди знаменитых построек Ф.О.Шехтеля — Московский художественный театр, Ярославский вокзал, особняки Рябушинского и Морозовой. Усадьба барона фон Дервиза стала одним из первых ярких проектов архитектора.

Годом основания Конного завода считается 1893-й, но фактически строительство заняло несколько лет и продлилось до 1897 года. На высоком берегу реки Истья был возведен ряд коннозаводческих, жилых и хозяйственных построек. Весь комплекс, который занимал площадь свыше 15 гектаров, был выполнен в готическо-­византийском стиле, фасады зданий сделаны из красного кирпича с белыми вставками. Всего было построено 12 крупных сооружений: центральная конюшня с манежем, жилые дома, коровник, молокозавод, летний театр. В имении были созданы системы отопления и канализации.

Фактически сразу Конный завод фон Дервиза стал одним из лучших в России, слава о его лошадях шла по всей стране. В 1890–1913 годах на Рязанском ипподроме существовал рысистый приз имени фон Дервиза. Павел Павлович был вице-президентом Рязанского общества поощрения коннозаводства.

В 1903 году здесь насчитывалось 2722 лошади. Весь завод делился на три отделения: в Старожилове — верховое и рысистое, в Сохе и Ромоданове — тяжеловозное. У каждого отделения были свои управляющий и смотритель. В зимнее время за лошадьми ухаживало до 90 человек.

После революции завод был национализирован, и в нем разместились лошади частей Красной Армии. В 1920 году в Старожилово были переведены курсы красных командиров, одним из слушателей которых стал будущий знаменитый военачальник, маршал Советского Союза и Министр обороны СССР в 1955–1957 годах Георгий Константинович Жуков. Неоднократно приезжал в Старожилово один из первых советских маршалов и командующий Первой конной армией РККА в годы Гражданской войны Семен Михайлович Буденный.

Вплоть до Великой Отечественной вой­ны завод занимался разведением лошадей русской рысистой породы. В этот период удалось добиться значительных успехов: в 1926 году выращенная в Старожилове кобыла Герань выиграла Большой всесоюзный приз (Дерби).

Во время войны Старожилово оказалось в окружении: города Михайлов и Скопин были захвачены фашистами, передовые посты разведки доходили до села Гулынки. Однако на здание конного завода не упало ни одной бомбы. Поголовье конного завода пытались эвакуировать, но все лошади погибли при переправе через Оку.

В послевоенные годы в Старожиловском конном заводе начали развивать верховое направление. Производящий состав стал комплектоваться тракененскими лошадьми, купленными в Польше и переданными конным заводом имени С.М.Кирова (Ростовская область).

В конце 1970-х годов по инициативе Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева и в соответствии с приказом Министра сельского хозяйства РСФСР «О мерах по воссозданию русской верховой породы лошадей» началась работа по восстановлению породы. Базой для ее проведения был определен Старожиловский конный завод.

Многие из построек Старожиловского конного завода сохранились в наше время. В некоторых из них и спустя сто лет жили люди. В 2010-х годах началось строительство домов, в которые переселили бывших жильцов фондервизовских строений. В барском доме расположились библиотека и отдел культуры.

Основное здание конного двора всегда работало по профилю — и сегодня здесь разводят лошадей. Именно это сооружение больше всего напоминает дворец, и именно его сейчас активно посещают туристы.

По архитектурным достоинствам, планировке и благоустройству конная часть Старожиловского конезавода может соперничать с лучшими образцами коннозаводческого зодчества, такими как постройки Хреновского (Воронежская область), Починковского (Нижеголодская область), Деркульского (Украина) предприятий.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года промышленно-усадебный комплекс семьи фон Дервиза в поселке Старожилово включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального, общероссийского значения.

По итогам проведенного в 2013 году мультимедийного проекта-конкурса «Россия 10» в целях поддержания устойчивого интереса к достопримечательностям нашей страны Старожиловский конный завод стал одним из лидеров в Рязанской области, получив в свою поддержку 13 715 Интернет-голосов.

Объект включен в рязанскую часть маршрута федерального проекта «Русские усадьбы», инициированного Министерством культуры Российской Федерации.

Редко встречаются люди, которых не впечатлило бы посещение конного завода в Старожилово. Но в большей степени объект привлекает тех, чьи интересы связаны с архитектурой и проектированием, то есть представителей профессионального сообщества и специалистов коневодства.

Сегодня для восстановления и реставрации уникального архитектурного комплекса требуются значительные средства, при этом необходимо сохранить исторический облик и обеспечить функционирование Конного завода по содержанию племенных лошадей русской верховой породы. Ведь лошади, рожденные на Старожиловском заводе, были чемпионами СССР и России, участвовали в Олимпийских играх и поставлялись в Президентский конный полк.

И.Ибрагимов, пресс-служба Министерства культуры и туризма Рязанской области