В парижской штаб-квартире ЮНЕСКО прошла международная выставка «Путь индиго», посвященная одному из древнейших видов декоративно-прикладного искусства — кубовой набойке.
С 12 по 27 ноября 2019 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в период проведения 40-й сессии Генеральной конференции организации и по инициативе Национальной Комиссии Австрии по делам ЮНЕСКО прошла международная выставка «Путь индиго». Цель экспозиции — знакомство посетителей с текстильными дизайнами, созданными по особой технологии нанесения рисунка на ткань и ее окрашивание в синий цвет — индиго.
Это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, которое в каждой стране имеет свое название. Так, в Германии — это «блаудрук», в Чехии — «модротиск», в России — «кубовая набойка».
Для отпечатывания рисунка мастера используют изготовленные вручную деревянные штампы, на которых изображаются типичные для конкретного региона узоры, универсальные или христианские мотивы. На белой ткани бесцветной пастой (воском, глиной) с помощью специального молотка набивают рисунок, затем полотно опускается в емкость с природным красителем индиго. После окрашивания паста удаляется, и получается синяя ткань с белыми линиями узоров.
В настоящее время метод сохранился в основном в семьях печатников по текстилю, владеющих мастерскими во втором-седьмом поколении. Традиционные знания были задокументированы в XIX веке в дневниках, принадлежавших в основном семьям ремесленников.
На выставке мастера из 18 стран — членов ЮНЕСКО представили 34 дизайна. Работы были размещены на ограде парижской штаб-квартиры Организации. Предварительно представители австрийской Нацкомиссии детально изучили методы обработки тканей для защиты их от дождя, снега, пожара. Как оказалось, дождь полотна выдерживают отлично.
Россию на выставке представили работы Веры Голубевой и Катерины Кондратьевой.
Видео о работах российских мастеров.
Вера Голубева — известный мастер кубовой набойки, занимается возрождением традиционной техники русских красильщиков, использует в своей работе мотивы и композиции прошлых веков. На выставку Вера привезла панно «Русский квадрат», созданное по типу манерников, на которых в XIX веке красильщики демонстрировали образцы своих рисунков.
Катерина Кондратьева — реставратор, мастер кубовой набойки и художественного оформления текстиля на основе старинных технологий. На экспозиции она представила панно из двух скатертей «Ковчег», в основе которого русские крестьянские скатерти XIX-XX веков. В дизайне рисунка отражены традиционные узоры и набивные орнаменты русских тканей XVII-XX веков, народные мотивы крестьянской резьбы по дереву.
Еще один интересный экспонат — работа эстонки Ынне Уус. Она — ученица Кондратьевой, единственная в своей стране, кто работает в технике кубовой набойки. В создании впечатляющей композиции Ынне использовала мотив традиционной русской вышивки.
Одна из наиболее ярких работ экспозиции — гигантское по размеру панно, которое привезли на выставку представители Венгрии Илдико Тот и Жолт Геренсер. В дизайне роскошного бордюра полотна использованы повторяющиеся изображения герба страны, в центре панно — птицы — символ мира, дружбы и семейной гармонии.
Каждая из представленных на экспозиции работ рассказывала личную историю ее мастера. Дизайны были выполнены на основе хлопка, льна, шелка, шерсти в огромном разнообразии узоров — от авторских до символических. Каждый из них заслуживал внимания и осмысления.
В 2018 году Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия включил «синюю печать» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Целью такого решения стало желание привлечь внимание к традиционным практикам различных народов. Инициатива и воплотилась в экспозицию «Путь индиго», которая стала одним из ярких культурных событий конца 2019 года. Для тех, кто не смог посетить выставку, можно скачать и посмотреть ее каталог, подготовленный Австрийской Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО.
И.А.Шейхетова