В парижской штаб-квартире ЮНЕСКО прошла международная выставка «Путь индиго», посвященная одному из древнейших видов декоративно-прикладного искусства — кубовой набойке.
С 12 по 27 ноября 2019 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в период проведения 40-й сессии Генеральной конференции организации и по инициативе Национальной Комиссии Австрии по делам ЮНЕСКО прошла международная выставка «Путь индиго». Цель экспозиции — знакомство посетителей с текстильными дизайнами, созданными по особой технологии нанесения рисунка на ткань и ее окрашивание в синий цвет — индиго.
Это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, которое в каждой стране имеет свое название. Так, в Германии — это «блаудрук», в Чехии — «модротиск», в России — «кубовая набойка».
Для отпечатывания рисунка мастера используют изготовленные вручную деревянные штампы, на которых изображаются типичные для конкретного региона узоры, универсальные или христианские мотивы. На белой ткани бесцветной пастой (воском, глиной) с помощью специального молотка набивают рисунок, затем полотно опускается в емкость с природным красителем индиго. После окрашивания паста удаляется, и получается синяя ткань с белыми линиями узоров.
В настоящее время метод сохранился в основном в семьях печатников по текстилю, владеющих мастерскими во втором-седьмом поколении. Традиционные знания были задокументированы в XIX веке в дневниках, принадлежавших в основном семьям ремесленников.
На выставке мастера из 18 стран — членов ЮНЕСКО представили 34 дизайна. Работы были размещены на ограде парижской штаб-квартиры Организации. Предварительно представители австрийской Нацкомиссии детально изучили методы обработки тканей для защиты их от дождя, снега, пожара. Как оказалось, дождь полотна выдерживают отлично.
![](http://unesco.ru/wp-content/uploads/2019/12/39-44-1.jpg)
Россию на выставке представили работы Веры Голубевой и Катерины Кондратьевой.
Видео о работах российских мастеров.
Вера Голубева — известный мастер кубовой набойки, занимается возрождением традиционной техники русских красильщиков, использует в своей работе мотивы и композиции прошлых веков. На выставку Вера привезла панно «Русский квадрат», созданное по типу манерников, на которых в XIX веке красильщики демонстрировали образцы своих рисунков.
Катерина Кондратьева — реставратор, мастер кубовой набойки и художественного оформления текстиля на основе старинных технологий. На экспозиции она представила панно из двух скатертей «Ковчег», в основе которого русские крестьянские скатерти XIX-XX веков. В дизайне рисунка отражены традиционные узоры и набивные орнаменты русских тканей XVII-XX веков, народные мотивы крестьянской резьбы по дереву.
Еще один интересный экспонат — работа эстонки Ынне Уус. Она — ученица Кондратьевой, единственная в своей стране, кто работает в технике кубовой набойки. В создании впечатляющей композиции Ынне использовала мотив традиционной русской вышивки.
Одна из наиболее ярких работ экспозиции — гигантское по размеру панно, которое привезли на выставку представители Венгрии Илдико Тот и Жолт Геренсер. В дизайне роскошного бордюра полотна использованы повторяющиеся изображения герба страны, в центре панно — птицы — символ мира, дружбы и семейной гармонии.
Каждая из представленных на экспозиции работ рассказывала личную историю ее мастера. Дизайны были выполнены на основе хлопка, льна, шелка, шерсти в огромном разнообразии узоров — от авторских до символических. Каждый из них заслуживал внимания и осмысления.
В 2018 году Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия включил «синюю печать» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Целью такого решения стало желание привлечь внимание к традиционным практикам различных народов. Инициатива и воплотилась в экспозицию «Путь индиго», которая стала одним из ярких культурных событий конца 2019 года. Для тех, кто не смог посетить выставку, можно скачать и посмотреть ее каталог, подготовленный Австрийской Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО.
И.А.Шейхетова