На пути к Конвенции. Об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года

В 2022 году исполняется 50 лет Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, ставшей одним из краеугольных камней международной системы охраны памятников. Ключевая идея Конвенции заключалась в создании международного формального механизма по выявлению, учету, мониторингу и защите объектов, обладающих выдающейся универсальной ценностью.

Казалось бы, идея списка самых выдающихся исторических памятников всегда лежала на поверхности — достаточно вспомнить различные перечни чудес света в Античности и Средневековье. Но, тем не менее, к объединению усилий мирового сообщества для защиты всемирно признанных достопримечательностей политики и ученые шли достаточно долго.
Выявление всемирного наследия человечества как самостоятельного понятия в международном праве обусловлено двумя ключевыми факторами: потребностью и возможностью. Возможность — это наличие того самого международного сообщества, которое может установить определенные правила игры, а потребность — это осознание важности наследия и необходимости его защиты от рисков и сохранения для потомков.
Потребность в защите наследия возникла практически одновременно с самим культурным наследием как таковым. Человеческое творчество и его конечный результат — памятники искусства, в первую очередь сакрального характера, существовали с глубокой древности, ценились общинами, а позже народами, и подвергались постоянным природным рискам. Справляться со стихийными бедствиями и их последствиями было крайне сложно. Так, причиной гибели большинства чудес света Древнего мира стали природные катаклизмы — в результате землетрясений были разрушены Галикарнасский мавзолей, Александрийский маяк и Колосс Родосский, наводнение предположительно уничтожило висячие сады Семирамиды.
Не лучше обстояли дела и с человеческим фактором. Во время войн и конфликтов завоеватели всегда стремились уничтожить и разграбить культурные памятники как для подрыва вражеского боевого духа, так и для собственного обогащения.
Эпоха великих географических открытий существенно расширила связи между различными народами и культурами, что, с одной стороны, вылилось в отвратительные акты вандализма и порабощения, а с другой, дало толчок для развития идей гуманизма и интереса к культурному наследию как свидетельству истории и памяти.
В эпоху Возрождения философы и юристы впервые заговорили о недопустимости разрушения памятников культуры во время военных действий. Например, классик международного публичного права, швейцарский юрист Эмер де Ваттель писал: «По какой бы причине ни разорялась страна, на ее территории должны быть сохранены строения, которые делают честь человечеству… а именно: храмы, могилы, общественные строения и сооружения выдающейся красоты».
При этом колониальные державы продолжали вывозить наиболее ценные культурные объекты в метрополии, а Наполеоновские войны конца XVIII — начала XIX веков сопровождались беспрецедентным разграб­лением завоеванных территорий. Алчность Наполеона вызвала небывалый подъем национального духа и движение в защиту культурного наследия в пострадавших странах, которое впервые сопровождалось активной реституцией культурных ценностей.
Во второй половине XIX века вопрос сохранения культурного наследия зачастую возникал в контексте проблемы формализации законов и обычаев войны. Особую роль в этом сыграла Российская империя, которая выступила инициатором созыва Брюссельской конференции 1874 года и Гаагских конференций мира 1899 и 1907 годов, в ходе которых активно обсуждались законы и обычаи войны, в том числе применительно к культурным ценностям.

Ф.Ф.Мартенс

Знаменитый российский юрист-международник Ф.Ф.Мартенс стал автором Брюссельской декларации относительно законов и обычаев войны, которая впервые в международной практике предусматривала ответственность за умышленное разрушение или повреждение культурного наследия воюющими сторонами. Позже эти положения легли в основу Гаагских конвенций о законах и обычаях сухопутной войны.
Таким образом, к концу XIX века как на уровне отдельных ученых-гуманистов, так и на уровне государств уже возникло четкое осознание потребности защищать культурное наследие в случае вооруженного конфликта. Однако организованного международного сообщества, которое могло бы обеспечить защиту объектов культурного наследия, на тот момент еще не существовало.
О появлении международного сообщества можно говорить только с возникновением в 1920-е годы Лиги наций — предшественника ООН. Но, попав в трудный период между двумя мировыми войнами, Лига наций не так много внимания успела уделить культурному наследию.
Одновременно с Лигой наций появился документ, который по идеологическому наполнению и по своей движущей силе стал предшественником Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Это знаменитый Пакт Рериха (Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников) от 15 апреля 1935 года — первый специальный международный договор о защите культурного наследия.

Н.К.Рерих.

Инициатором создания этого акта выступил знаменитый художник Н.К.Рерих. В поддержку Пакта высказывались Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс и другие деятели науки и культуры. Пакт Рериха впервые зафиксировал идею о необходимости защиты исторических памятников и учреждений культуры как в мирное, так и в военное время, но, к сожалению, не получил мирового распространения.
Прошло 10 лет, отгремела Вторая мировая война, самая разрушительная и безжалостная как в отношении людей, так и в отношении культурного наследия. В 1945 году была создана Организация Объединенных Наций, а в ее составе ЮНЕСКО. Сформировалось полноценное международное сообщество, готовое играть по определенным правилам, а значит, возникла возможность признавать и защищать мировую ценность наследия.
В 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Казалось, что теперь вероятность ущерба культурному наследию сведена к минимуму. В конце концов, что может угрожать памятникам в мирное время? Но, как показала история, угрозы никуда не делись.
После свержения монархии в Египте в начале 1950-х годов к власти пришло правительство Гамаль Абдель Насера. Оно решило реализовать крупные инфраструктурные проекты для повышения благосостояния населения. Одним из таких проектов было строительство Асуанской плотины, создавшее риск затопления древнего храма Абу-Симбел. У послереволюционного Египта не было ни средств, ни специалистов для спасения такого крупного объекта. Угроза потери уникального памятника сплотила все мировое сообщество. В 1964 году началась беспрецедентная спасательная операция, которая продлилась четыре года. Ее успех подтвердил, что совместными усилиями можно спасать памятники культуры.
На Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1972 году была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, один из самых значительных документов этой организации. Сейчас, полвека спустя, Конвенция сохраняет силу, обеспечивает мировое признание рукотворного и природного наследия разных народов и стран, а также его сохранение для будущих поколений.

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва