На папирусе через Атлантику

В 2019 году исполнилось 50 лет путешествию великого норвежского ученого и мореплавателя Тура Хейердала на папирусной лодке «Ра». В экспедиции через Атлантический океан участвовали «семеро смелых», одним из которых был наш соотечественник — врач, журналист и путешественник Юрий Сенкевич.

«Мне доставляет удовольствие щелкать по носу ученых сухарей и высокомерных гордецов», — сказал в одном из интервью Т.Хейердал. Романтик, искатель приключений, настоящий ученый и гражданин мира в самом высоком смысле этого слова, норвежский мореплаватель стал легендой еще при жизни. К моменту начала путешествия на Ра 55-летний Тур Хейердал был уже известен на весь мир. Он предпочитал делать открытия не в тиши кабинетов, а в самых отдаленных уголках земли. Еще в 1937 году он провел год на острове Фату-Хива в Полинезии, изучая жизнь и обычаи местных племен. Этой удивительной экспедиции Хейердал посвятил впоследствии книгу «В поисках рая», ставшую бестселлером в разных странах мира. Во время Второй Мировой войны, желая сражаться с фашизмом, ученый стал солдатом: в США он пошел в армию добровольцем, в Англии закончил диверсионную радиошколу, а в 1944 году в составе американского конвоя отправился в Мурманск. По дороге конвой подвергся нападению, жизнь Хейердалу и его товарищам спасли советские моряки. Так началась связь великого путешественника с нашей страной, которая не прерывалась долгие годы.

В 1947 году Тур Хейердал и пятеро его единомышленников построили из бальсовых бревен примитивный плот «Кон-Тики». Конструкция полностью повторяла плоты инков, на которых они совершали длительные путешествия. На «Кон-Тики» путешественники планировали пересечь Тихий океан из Перу в западном направлении и доказать, что предки полинезийцев были родом из Южной Америки. Само название плота — имя героя полинезийских сказаний. Экспедиция длилась 101 день, Туру Хейердалу и его товарищам удалось совершить задуманное. Книга «Путешествие на «Кон-Тики», написанная норвежским путешественником, была переведена на 70 языков, ее совокупный тираж составил более 50 миллионов экземпляров, а документальный фильм, который Хейердал и его товарищи создали о своем путешествии, получил в 1952 году премию «Оскар». Сегодня в столице Норвегии Осло существует музей «Кон-Тики», экспонаты которого рассказывают о жизни и приключениях великого мореплавателя.

В 1955–1956 годах Тур Хейердал организовал норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи в Тихом океане. Изучение каменных монолитных статуй моаи, которые теперь, вместе со всем Национальным парком Рапануи стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, раскопки на возвышенностях Оронго и Поике, исследования флоры и фауны, новые версии появления человека на этой территории — значение экспедиции трудно переоценить. Книга «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи», написанная Хейердалом по результатам плавания, стала очередным мировым бестселлером. Именно во время этой экспедиции норвежский ученый обнаружил древние изображения тростниковых лодок с мачтами и парусами и захотел доказать, что на таких судах можно пересечь Атлантический океан, как, по его мнению, это делали много веков назад. Так возникла идея, которая впоследствии была реализована в путешествиях на «Ра» и «Ра-II».

В начале 1960-х годов Тур Хейердал познакомился с выдающимся советским ученым, одним из основателей космонавтики, академиком Мстиславом Всеволодовичем Келдышем. Это знакомство двух великих личностей имело впоследствии прямое отношение к экспедиции «Ра». Ее целью было доказать, что древние египтяне могли пересекать Атлантический океан на папирусных судах под парусом и, соответственно, такие же морские переходы совершали индейцы Перу и Мексики. Хейердал видел очевидное сходство между архитектурой Древнего Египта, памятниками цивилизаций майя и инков.

«Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами… И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Ученые отмечают близость фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами… Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте… Эти и другие многочисленные свидетельства родства культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики», — писал Тур Хейердал в своей программной статье «По следам бога Солнца».

Лодка для будущего путешествия была построена мастерами с озера Чад из папируса с берегов озера Тана в Эфиопии. Свое название она получила в честь древнеегипетского бога Солнца Ра. Когда встал вопрос о подборе экипажа, Тур Хейердал сразу решил, что в этот раз команда из семи человек будет интернациональной. Штурманом стал американец Норман Бейкер, кинооператором — итальянец Карло Маури, антропологом — мексиканец Сантьяго Хеновес и т.д. В поисках судового врача норвежский мореплаватель обратился к своему давнему знакомому — академику Келдышу. Как вспоминал впоследствии сам Мстислав Всеволодович, Хейердал выдвинул два требования: врач должен был знать английский язык и обладать хорошим чувством юмора. Так участником легендарной экспедиции стал Юрий Сенкевич, ранее вместе с Келдышем занимавшийся подготовкой космонавтов к полетам. В 1969 году Юрию Александровичу было 32 года.

“Туру было абсолютно все равно, кто перед ним — русский, американец, араб, еврей, папуас, негр или китаец, равно, как и то, коммунист, капиталист, буддист, христианин, мусульманин или язычник”, — вспоминал много лет спустя Юрий Сенкевич.

Забегая вперед, скажем, что дружба Хейердала и Сенкевича продолжалась многие годы. Юрий Александрович участвовал вместе с норвежским ученым в экспедиции на «Ра-II» в 1970 году, плавал по Индийскому океану на «Тигрисе» в 1977–1978 годы. Но до этого времени еще далеко. Пока на дворе 25 мая 1969 года. Папирусная лодка «Ра» доставлена в портовый город Лараш в Марокко и здесь спущена на воду. Началось полное опасностей и приключений путешествие, продлившееся 56 суток. На борту кроме членов экипажа находились обезьяна Сафи, утки и куры. Тур Хейердал собрал свой аналог Ноева ковчега.

В первые же дни путешествия стало ясно, что в конструкции судна допущены ошибки, которые не позволят полностью завершить задуманное и пересечь Атлантический океан. Врач Юрий Сенкевич вел дневник. Уже 4 июня 1969 года в нем появилась такая запись: «Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно». Спустя 25 дней Юрий Александрович пишет: «Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что «Ра» будет затоплен по палубу — это точно». Тем не менее экипаж «Ра» не сдавался до последнего. Когда стали разрываться веревки, связывающие папирус, мореплаватели распилили спасательный плот из пенопласта и укрепили на корме. Это дало возможность продержаться еще две недели. Наконец, стало ясно, что экспедиция продолжаться не может. Тур Хейердал и его команда послали сигнал «SOS». «Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни», — писал Юрий Сенкевич. Только 16 июля 1969 года команда «Ра» поднялась на борт американской яхты «Шенандоа».

За время путешествия международная команда сумела преодолеть расстояние в 5 тысяч километров. Экспедиция имела огромное научное и социальное значение. Например, данные о загрязнении мирового океана сгустками нефти, представленные Хейердалом в докладе ООН способствовали принятию множества мер для защиты окружающей среды, в том числе, запрета на слив нефтяных отходов в открытое море. А широкая публика в разных странах с огромным интересом читала книгу Тура Хейердала «Экспедиция на «Ра» и смотрела документальный фильм, посвященный этому путешествию.

Е.Э.Синёва