Русская балалайка, музыкальный символ России

На самом деле так никто и не выяснил, откуда взялось название музыкального инструмента, который трогает сердца миллионов людей в мире и при упоминании о котором каждый человек сразу понимает, что речь идет о России.

По одной из версий, это слово образовано от татарского «бала», что переводится как «дитя», по другой — оно чисто русского происхождения и означает: балакать, балаболить, балагурить. Собственно, не ясен и сам факт появления балалайки на Руси. То ли она досталась нам от татар во времена татаро-монгольского ига, то ли балалайка появилась все же в России как некая альтернатива запрещенным церковью и государством музыкальных инструментов, на которых играли скоморохи.

В своих выступлениях они часто высмеивали духовенство, и это вызывало негодование со стороны церкви. В конце концов патриарх Никон убедил царя Алексея Михайловича (Тишайшего) извести ненавистных скоморохов.

А играли они, кроме прочего, на домрах — инструментах с круглым корпусом, и называли их домрачеями. Так вот, в 1648  году царь издал указ, где было написано: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь». Так и поступили: отобрали у скоморохов инструменты, отвезли к Москве-реке и сожгли. Скоморохам — репрессии, инструментам — анафема.

И здесь на сцене народной жизни появляется балалайка! У нее треугольный корпус, и своим видом она уже не напоминает запрещенную домру. И, хотя ей еще очень далеко до заграничных выступлений, чтобы показать свои необыкновенные возможности, балалайка получила небывалую популярность внутри страны. Середина XVIII века — время триумфа балалайки. Но, увы, мы с вами не раз были свидетелями того, как блистательный успех и популярность оборачивались почти полным забвеньем. То же произошло и с балалайкой. Интерес постепенно угас, и вплоть до XIX века мы практически ничего не услышим об этом инструменте.

Иллюстрации музыкальных инструментов предоставлены Российским национальным музеем музыки

Возрождение балалайки напрямую связано с именем Василия Васильевича Андреева. Он родился в дворянской семье 3 мая 1861  года в городе Бежецке, что в Тверской губернии. С детства он обожал слушать народные песни, которые пели местные крестьяне, а позже проявилась и любовь к русским народным инструментам.

Бывая на городской ярмарке, Василий Васильевич всегда интересовался игрой народных музыкантов, нередко сам пробовал разные музыкальные инструменты и быстро учился на них играть. Но однажды он услышал, как его наемный работник Антип Васильев играет на балалайке. Он взял у работника примитивный инструмент и попробовал поиграть сам. Звучание пленило его. Потом в доме аптекаря А.П.Байера он познакомится с предводителем бежецкого дворянства А.С.Паскиным, который ко всему прочему слыл еще и виртуозом игры на балалайке. И, послушав его игру, В.В.Андреев навсегда потеряет покой.

Он решит усовершенствовать балалайку и играть на ней в концертах. В разработке новой балалайки будут участвовать несколько музыкальных мастеров, но конечный вариант сделает мастер-краснодеревщик С.И.Налимов. Современные музыкальные мастера считают его балалайки эталонными.

20 марта 1888  года в зале петербургского Кредитного общества состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайке», созданного В.В.Андреевым. Успех был ошеломляющий! Немногим позже стараниями композитора Н.П.Фомина создается Великорусский оркестр во главе с Андреевым, которому будет рукоплескать весь мир! А Фомин сочиняет произведения для оркестра и обрабатывает напетые Андреевым мелодии, превращая их в пьесы, которые мы знаем как вальсы, мазурки, полонезы В.Андреева. У Андреева не было музыкального образования, по-настоящему профессиональным музыкантом он не был, но он был гениальным продюсером, сумевшим собрать вокруг себя талантливых музыкантов и мастеров и создать «новый элемент в музыке». Именно за это Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств.

И победа Великорусского оркестра на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и блистательные выступления в разных странах — все это заслуги Андреева. Как и то, что его стараниями балалайка по-настоящему ушла в народ — солдаты царской армии обучались игре на этом инструменте. Да что и говорить, члены царской семьи музицировали на балалайках!

В 1904 году Андреев знакомится с балалаечником Борисом Трояновским. Сраженный виртуозностью музыканта, Андреев предлагает ему стать солистом Великорусского оркестра. Но, если Трояновский исполнял в основном народную музыку, то перехвативший исполнительскую эстафету Н.П.Осипов вышел к публике уже с произведениями классики в изложении на балалайке. Публика была в восторге! Но пока еще балалаечники играли больше по наитию, ведь профессиональных традиций не было. И когда Осипов был уже в зените славы, в 1951  году из Ленинграда в Москву приехал молодой Павел Нечепоренко. Вот кто фундаментально займется исполнительством на балалайке. Он даже будет изучать анатомию рук, чтобы довести искусство игры на балалайке до совершенства. После выступления в Глазго, где он на балалайке играл фортепианную рапсодию № 2  Ф.Листа, публика неистовствовала, а на утро одна из газет вышла с заголовком: «Нечепоренко — разрушитель залов!» Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР П.И.Нечепоренко создал собственную школу игры на балалайке, на которую опирается большинство современных исполнителей.

Сегодня балалайка претерпела лишь некоторые изменения. И не столько в конструктивном плане, сколько в качественном. Современные мастера увеличили ладовый диапазон и добились более мощного звучания. Но по-прежнему корпус инструмента изготавливается из волнистого клена, дека (передняя часть инструмента) — из ели, а гриф — из черного дерева. Зато исполнительский уровень современных балалаечников вырос невероятно. Их виртуозность поражает воображение. Кстати, в России игру на балалайке преподают от музыкальной школы до консерватории. Во многих странах, таких как США, Швеция, Франция, Япония, Австралия и др. играют на этом инструменте. Серьезные композиторы пишут для балалайки сложнейшие произведения. Среди них М.Броннер, Е.Подгайц, А.Кусяков и др. Балалайка играет уже не только с народными, но и с симфоническими и камерными оркестрами. Часто ее можно встретить в самых неожиданных музыкальных ансамблях, в том числе и в джазовых проектах.

Балалайка вошла и на территорию популярной музыки. Начала эстрадного исполнительства были заложены блистательным М.Ф.Рожковым, включавшим в программы мелодии эстрадных песен и музыку из кинофильмов. А сегодня молодежь уже использует самые современные звуковые эффекты, фонограммы и даже электробалалайку.

Не раз люди, впервые услышавшие балалайку, даже не со сцены, а «лицом к лицу», становились ее верными поклонниками. Потому что, соприкоснувшись с музыкальными вибрациями балалайки, необыкновенно тонкими и невероятно мощными, душа не может не ответить, не может противостоять наслаждению и всегда будет ждать каждой следующей встречи с волшебным звучанием трех струн. Всего лишь трех!


Автор статьи — Александр Марчаковский. Заслуженный артист России, известный музыкант и композитор, музыкальный редактор многочисленных телепередач, новатор в области формирования оригинального репертуара для балалайки. За годы яркой профессиональной деятельности Александру Марчаковскому удалось выявить специфику, своеобразие и сложность музыкально-исполнительских экспериментов, основанных на лучших достижениях инструментальной традиции.