Жизнь и судьба великой русской балерины Галины Улановой

Колоризация фото О.Ширниной (Klimbim)

8 января 2020 года исполняется 110 лет со дня рождения легендарной русской балерины Галины Улановой. Эта уникальная женщина не только воплотила в танце лучшие традиции русского классического балета, став его душой и символом, но и как никто другой всей силой своей творческой личности смогла показать, как прекрасны простые человеческие чувства.

Я не хотела танцевать

Рождение в семье с хореографическими традициями не всегда предопределяет желание ребенка идти по стопам родителей. Маленькая Галя Уланова с раннего детства знала, какой ценой достаются овации: ее мать была классической танцовщицей, а впоследствии — известным педагогом, отец — балетным актером и режиссером. Болезненность, замкнутость и невероятная застенчивость Гали ставили под сомнение возможность добиться успеха на сцене. И все же в 1919 году Улановы приняли решение отдать свою единственную дочь в Ленинградское хореографическое училище, сделав ставку на музыкальную восприимчивость, прекрасный слух и пластичность ребенка. Несмотря на то, что первым педагогом Улановой стала ее мама — Мария Романова — несколько месяцев учебы прошли в слезах: «Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии…».

Следующие четыре года Уланова провела у легендарной Агриппины Вагановой, отбиравшей в свой класс самых талантливых учеников. Но таланта не всегда достаточно для того, чтобы стать одной из лучших: «Я должна…Эта формула в моем сознании появилась гораздо раньше, чем стремление к творчеству и чем желание играть и танцевать на балетной сцене».

В 1928 году юная Уланова покинула стены училища, станцевав Сильфиду из «Шопенианы» на выпускном спектакле, после чего была принята в балетную труппу ленинградского Государственного театра оперы и балета (сейчас — Мариинский театр).

Большая сцена

На сцене театра Галина Уланова дебютировала 21 октября 1928 года в партии Флорины в «Спящей красавице» П.И.Чайковского. Критики тепло приняли дебютантку, оценив пластику и воздушность танцовщицы в гениальной постановке Мариуса Петипа. Но сама Уланова не испытала чувства удовлетворения от своей работы. Основной проблемой оставались скованность, стеснительность и боязнь зрительного зала.

В начале 1929 года Улановой поручают одну из самых трудных партий в балетном репертуаре — Одетту-Одилию из «Лебединого озера» П.И.Чайковского. Готовясь к роли, балерина часами наблюдала за плавающими лебедями. «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка», «Бахчи­сарай­ский фонтан» — с каждой новой постановкой росла популярность Улановой и раскрывалась природа ее дарования. На глазах у зрителя рождался новый уникальный стиль, гениальный в своей простоте.

Балет «Жизель» А.Адана занимает особое место в творчестве Галины Сергеевны. Впервые она станцевала главную партию в 1932 году. Балерине пришлось самостоятельно работать над образом — она никогда не видела, как танцуют Жизель известные исполнительницы роли Анна Павлова и Тамара Красавина. К моменту выхода «Жизели» постоянным партнером Улановой был Константин Сергеев. Вершиной их совместного творчества стал балет «Ромео и Джульетта» на музыку С.С.Прокофьева. Спектакль давался тяжело, в театре возникали сомнения и споры: можно ли передать Шекспира языком хореографии? Премьера состоялась в 1940 году. По мнению критиков, с тех пор даже на театральной сцене Джульетте в исполнении Улановой не было равных. Галина Уланова танцевала любовь и боролась за нее в своем невероятном танце.

С 1944 года Уланова стала выступать на сцене Большого театра. К тому моменту она уже была любимицей всей страны, но не было в Большом человека более трудолюбивого, скромного и ответственного.

«Душой исполненный полет…»

«Уланова выходила на сцену тихо, как бы не замечая зрителей, словно смущенно потупившись», — скажет о ней Б.А.Львов-Анохин. В ее танце не было ни самоутверждения, ни преувеличений в мимике и пантомиме. Улановой удалось то, чего столетиями добивались все танцовщицы: приблизить балетное искусство к жизни, донести до зрителя всю палитру человеческих чувств. Глядя на танец Улановой, всегда можно было различить, когда она «говорит» и когда «молчит». По словам критиков, эта особенность исполнительской манеры была связана с тем, что балетную партию актриса воспринимала не как соединение отдельных композиций, а как единую роль, с развитием пластических монологов, реплик и диалогов. В танце Улановой даже самый простой жест приобретал особый смысл. Балерина старалась не допускать ни одного смазанного движения, стремясь к абсолютной законченности каждого мелкого штриха в хореографическом рисунке. Ее жесты были не просто совершенны по своей красоте, они выражали тот внутренний мир, которым Уланова жила на сцене в настоящую минуту. Природа наградила Галину Сергеевну неповторимой индивидуальностью и женственностью. Именно у природы русская балерина черпала вдохновение.

Мировое признание

Мир узнал Галину Уланову, когда ей уже было за сорок лет. Ее первые крупные зарубежные гастроли состоялись в 1956 году в Лондоне. Большой театр привез в «Ковент-гарден» самые известные свои постановки. Больше всего волновались за «Ромео и Джульетту»: как будет принят спектакль на родине Шекспира, когда роль Джульетты исполняет сорокашестилетняя балерина, пусть и самая титулованная в своей стране? После первого акта на какое-то время воцарилась тишина, а потом последовал врыв оваций и зал встал. После окончания спектакля публика не отпускала Уланову более получаса. Люди столпились у сцены, плакали, бросали цветы. Это был настоящий триумф русского классического балета и балерины, его олицетворяющей. Триумф человеческого духа: Галине Улановой оставалось танцевать всего четыре года.

Париж увидел Уланову в 1958 году, она танцевала Жизель на сцене Парижской оперы, в стенах которой создавалось это произведение. Балерина потом еще не раз возвращалась во французскую столицу, а в 1981 году в рамках организованного ЮНЕСКО торжественного вечера состоялась премьера балета «В честь Улановой», поставленного ее учеником Владимиром Васильевым. В пятидесятые-шестидесятые годы Уланова объездила почти весь мир, а в 1984 году в Стокгольме перед Музеем танца была установлена ее скульптура — дар министерства культуры СССР шведской столице.

Вне времени

29 декабря 1960 года Галина Уланова попрощалась со зрителем, станцевав свой последний спектакль. По иронии судьбы это была «Шопениана» — великая балерина завершила карьеру тем же балетом, с которого начала.

Уланова ушла со сцены, но не ушла из Большого театра. Она посвятила себя ученикам, воспитав целую плеяду известных артистов балета, и в успехах каждого из них — частица труда, души и таланта Галины Сергеевны. Она также работала с солистами парижской Гранд-Опера, Гамбургского балета, Шведского Королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.

В 2004 году в Москве был открыт Музей-квартира Г.С.Улановой, филиал Государ­ственного центрального театрального музея им.А.А.Бахрушина.

По словам заведующей музеем О.А.Карнович, творчество Галины Улановой и по сей день представляет большой интерес для поклонников балетного искусства: «К сожалению, в результате затопления музей в течение года был закрыт. Благодаря содействию Фонда Р.А.Абрамовича были проведены ремонтные работы и посетители снова могут прикоснуться к наследию великой балерины, обрести те нравственные ориентиры, которые Уланова олицетворяла и в жизни, и на сцене».

«Обыкновенная богиня», — скажет об Улановой А.Н.Толстой. «Я никакая не великая, просто так сложилась жизнь и судьба. Я обыкновенный человек и хочу остаться собой».

Д.А.Серженко. Фотографии предоставлены Государст­венным театральным музеем им. А.А.Бахрушина