Сказка из металла. Традиция кузнечного ремесла в Гюмри

В декабре 2023  года в  Перечень нематериального культурного наследия ЮНЕСКО была внесена традиция кузнечного дела города Гюмри. Создание железных предметов на протяжении веков было культурной особенностью городов Армении. В  середине XX века эта практика почти исчезла. На сегодняшний день городское кузнечное дело сохранилось лишь в  Гюмри.

Город ремесел

Гюмри — второй по величине город Армении и ее культурная столица. Под разными названиями город существовал сотни лет. Он был основан киммерийцами в Средние века на территории, которая в те времена входила в состав Персии. Настоящий расцвет кузнечного дела начался в Гюмри в середине XIX века. Русско-­турецкие войны увеличили население города, ставшего форпостом Российской империи.

В народе Гюмри называют городом ремесел. Здесь по сей день работает большое число ремесленников, сохраняющих в своей работе традиции XIX века. Кузнецы в Гюмри занимают особое место — это «мастера мастеров», поскольку именно они изготавливают инструменты, необходимые другим ремесленникам. В современной городской среде удалось сохранить кузницы, в которых до сих пор создаются настоящие произведения искусства.

Городская традиция

Заказывать вещи ручной работы у мастеров было и остается гюмрийской традицией. К ремесленнику идут, когда нужны ворота, уличные фонари, оконные решетки, балконные перила или любой другой предмет из металла. Кованые вещи превосходят по качеству и эстетике фабричные изделия. В городе на домах со столетней историей можно увидеть большое количество декоративных элементов, созданных руками местных кузнецов.

Династии мастеров

Сегодня в нескольких семейных кузницах Гюмри ремесло передается из поколения в поколение. Обучение традиционному кузнечному делу — это долгий и сложный процесс. Мальчики с детства помогают отцу или деду. Обычно в подмастерья поступают с 10–12 лет. Интересно, что перед тем, как принять новичка в обучение, мастер-учитель должен был пройти церемонию принесения присяги, поклявшись относиться к ученику как к собственному сыну и обучить его всем ремесленным навыкам. Часто ученик оставался помощником мастера в течение долгих лет. Лишь с 20–22 лет подмастерью наконец разрешалось самостоятельно выполнять некоторые виды работ. А с 25 лет ученик становился полностью самостоятельным ремесленником. Среди старейших кузнечных династий в Гюмри наиболее известны семьи Папоян и Мноян. История профессии в семье Попоян насчитывает около ста пятидесяти лет. Об этом свидетельствует фотография прадеда, где он изображен в числе других мастеров под знаменем городской гильдии кузнецов. Фотографию бережно хранят, как семейную реликвию.

Диковинные узоры

Художественная обработка железа в Гюмри отличается высоким качеством. В образцах изделий распространены растительные, геометрические и птичьи мотивы. В растительных узорах, помимо стеблей и листьев, встречаются и «лиры», по виду напоминающие музыкальный инструмент. Самый редкий из орнаментов в виде птиц — это вид раскрытого павлиньего хвоста. Узоры, созданные талантливыми кузнецами на предметах городского декора, помогают ощутить неповторимую атмосферу древнего Гюмри.

Художественная ковка всегда была основной специализацией кузнецов в Гюмри. Украшением городских домов служат ворота, решетки, перила для балконов и лестничных клеток, металлические решетки для крыльца, оконные рамы, люстры, подсвечники. Эти предметы в сочетании с постройками из черного и оранжевого туфа сформировали облик города. В советские годы в связи с бурным развитием промышленности и отменой частной собственности традиционные ремесла стали угасать. В середине ХХ века кузнечное дело в Армении почти исчезло. Лишь в Гюмри горожане продолжают использовать в повседневной жизни железные изделия. Нынешние кузнецы, многие из которых являются мастерами в пятом или шестом поколении, бережно хранят традицию городского кузнечного ремесла, передавая навыки и знания своим детям.


Aгаси Тадевосян,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт археологии и этнографии НАН РА