Империя воды. К 300-летию фонтанной системы Петергофа

В августе 1723  года император Петр I впервые показал гостям свой «приморский парадиз» — Петергоф. Больше всего публику поразили фонтаны: весь ансамбль «игральных вод» императорской резиденции работал без единого насоса и без перерывов. Свой исключительный характер «столица фонтанов» Петергоф сохраняет до сих пор. Не зря в 1990 году в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» он был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первая капля

Петергоф — единственная в мире царская резиденция на берегу моря. Его история тесно связана с именем первого российского императора. Строительством Петергофа Петр I хотел закрепить свои притязания на побережье Балтийского моря. В то же время дворцы и парки должны были отвечать его личным представлениям о красоте и величии. Одной из идей императора с самого начала было желание превзойти Версаль с его фонтанами. В XVIII веке такие конструкции мог себе позволить далеко не каждый правитель, а потому «водомет» служил символом самого высокого статуса на мировой арене. Вода в фонтаны Версаля подавалась при помощи насосов, и ее экономили: когда французский монарх выходил в сад, насос начинал работать, и перед сюзереном рассыпался букет прозрачных брызг. Как только король сворачивал в другую аллею и терял фонтан из виду, насос останавливали, и струя иссякала. Составляя «водяной план» для Петергофа, французский архитектор Жан-Батист Леблон предложил Петру традиционную насосную систему, но российский император был категоричен: фонтаны Петергофа должны работать всегда. В XVIII веке был известен еще один способ «оживить» фонтаны — подача воды самотеком за счет перепада высот. Такими фонтанами славилась Италия, но они были значительно меньше задуманного Петром проекта.

Однако сама география оказалась на стороне императора. Как гласит легенда, Петр I лично обнаружил на Ропшинских высотах в 20 километрах от Петергофа многочисленные родники, которые и стали ресурсом для фонтанов и прудов резиденции. Талантливый инженер-гидравлик В.Г.Туволков спроектировал фонтанный водовод, питавшийся из подземных родников и вбиравший в себя по пути к Петергофу множество ручьев и речушек. Естественный наклон (Ропша находится на высоте 36 метров от уровня Петергофа) гарантировал достаточный объем воды и мощность потока. На строительстве канала трудились солдаты ближайших гарнизонов — более двух тысяч человек. Водовод прокладывали в очень сложных условиях болотистой местности и тем не менее управились за год.

Пробный пуск воды состоялся в 1721 году, а летом 1723-го Петр I торжественно открыл свою резиденцию для гостей. Посетители пришли в такое удивление, что готовы были заночевать в парке, лишь бы увидеть, где хитрый царь спрятал насосы. Французский посол Жак де Кампердон через несколько дней писал своему королю: «Поражает основательным изумлением то, что он [царь] сумел в течение столь продолжительной войны, в таком суровом климате соорудить все показанные нам великолепные вещи, вполне заслуживающие внимания вашего величества».


Фонтанный водовод Петергофа — уникальный памятник гидротехнического искусства XVIII–XIX веков. По примерным подсчетам, 20% труб относятся к XVIII веку, 70% — к XIX и только 10% труб уложено в XX веке. Самые современные детали системы — задвижки. Питающая фонтаны вода не замыкается в цикл, а уходит в Финский залив.


Как читать фонтаны

Фонтанная система Петергофа не только инженерный шедевр, но и настоящая энциклопедия символов. Большой каскад, самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского ансамбля, украшен бронзовыми золочеными статуями и барельефами, которые в XVIII веке читались как аллегории. Победу над шведами прославляет скульптура «Персей с головой Горгоны»: если присмотреться, то в лице побежденной Горгоны угадывается портретное сходство со шведским королем Карлом XII. Аллегорию торжества России в борьбе за Балтийское море представляет собой и фонтан «Тритон, разрывающий пасть морского чудовища»: Тритон олицетворяет молодой русский флот, под морским чудовищем подразумевается флот Карла XII, а четыре черепахи, в страхе разбегающиеся в разные стороны, напоминают неверных союзников шведского короля. Самый знаменитый фонтан Петергофа «Самсон, разрывающий пасть льва» появился уже после смерти Петра в честь 25-й годовщины Полтавской битвы. Библейский персонаж выбран неслучайно — решающее сражение Северной войны произошло 27 июня 1709 года, в день памяти святого Сампсония Странноприимца. Фонтан «Пирамида» — не что иное, как пенящийся обелиск в честь победы в Северной войне. Это самый многоводный фонтан Петергофа, он выбрасывает 100 литров воды в секунду. Ну, а пышный фонтан «Сноп» на языке аллегорий XVIII века говорит о мощи и процветании Российской империи. Сохранились свидетельства, что итальянский архитектор Н.Микетти сооружал «Сноп» по недошедшему до нас чертежу самого Петра I. Не зря этот фонтан взметается ввысь перед Монплезиром — любимым летним дворцом императора.


Благодаря Петру I в России появилась новая профессия — фонтанщик. Сегодня в составе команды фонтанщиков Петергофа 32 сотрудника: мастера участков, слесари-ремонтники, осмотрщики и гидротехники. Они внимательно следят, чтобы струи воды в каждом фонтане не отклонялись от заданных параметров мощности и высоты. «Водометы» Петергофа — один из самых фотографируемых объектов в мире.


Петров двор

Некоторые фонтаны Петергофа действительно помнят руку Петра I. Например, император сконструировал насадки для Менажерных фонтанов у подножия каскада «Золотая гора». В трубу диаметром 30 см на выходе струи вложен опрокинутый медный конус. Обтекая конус, вода бьет под большим давлением через узкую кольцевую щель, образуя полый столб. Поэтому струя выглядит необыкновенно мощной, хотя на самом деле вода расходуется очень экономно. Отсюда и название: menager по-французски значит «экономить». Фонтаны-шутихи — тоже часть петровского замысла. Например, фонтан-шутиха «Водяная дорога» был впервые опробован уже в 1721 году: часть аллеи внезапно перекрывалась водяной аркой из трехсот струй, и все гуляющие оказывались мокрыми с головы до пят. Многие сочли забаву «зело оскорбительной», и фонтан был закрыт. Однако в 2001 году «Водяную дорогу» восстановили по сохранившимся рисункам. Правда, теперь ее включают строго по расписанию. Отголос­ком петровской эпохи является и забавный фонтан «Фаворитка». Император хотел создать серию «фабольных» фонтанов на сюжеты басен Эзопа, но воплотить удалось только один: в глубоком бассейне по кругу движутся четыре утки, которых пытается догнать собачка по кличке Фаворитка. В камере под бассейном фонтана находится водяное колесо, которое вращается под действием падающей воды и приводит фигуры в движение.

Из праха в вечность

Ансамбль Петергофа рос и обретал блеск благодаря преемникам Петра I: скульптуры, изначально отлитые из свинца, сменили бронзовые позолоченные копии, поверхность каскадов оделась мрамором, а вместо обветшавших композиций появились новые объекты. Водоносная система росла вместе с парком: деревянные трубы петровских времен заменили трубами из чугуна, отлитого на знаменитых Демидовских заводах на Урале. Тщательно оберегаемый Петергоф оказался под угрозой лишь раз — в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Музейное имущество было отправлено в эвакуацию в 1941 году, но вывезти крупные скульптуры оказалось не так просто. Многие объекты сотрудники Петергофа закопали в землю на территории парка. Это отчаянное решение помогло спасти фонтанные скульптуры. Например, хотя от фонтана «Фаворитка» уцелела лишь одна уточка, на ней сохранилась оригинальная раскраска, что позволило реставраторам восстановить фонтан в первозданном облике.

Самые ценные экспонаты захватчики вывезли в Германию. Удивительна судьба фонтана «Нептун»: он был изготовлен в XVII веке в Нюрнберге, куплен императором Павлом I для Петергофа в 1797 году, вывезен с немецким эшелоном в 1941 году обратно в Нюрнберг и наконец благополучно возвращен в Петергоф после войны. Но так повезло не всем. Знаменитый «Самсон» в годы войны был утрачен. Скульп­тор В.Л.Си­монов с помощником Н.В.Михайловым воссоздали монумент на основе архивных данных и довоенных фотографий. 7 сентября 1947 года автоплатформа с 5-тонным гигантом торжественно проехала по улицам Ленинграда и вернулась на свой пьедестал в ковше Большого каскада. Неделю спустя состоялся пуск фонтана под звуки фанфар и иллюминацию фейерверков, совсем как во времена петровских праздников в Петергофе. Интересно, что сегодня «Самсон» притягивает посетителей даже в зимний сезон, когда фонтаны «спят». Сотрудники музея придумали оборудовать Большой каскад подсветкой, и фигура героя сияет в зимних сумерках золотым светом как вечно живое сердце Петергофа.

Из века в век Петергоф воплощает дерзкую идею российского парадиза, ради создания которого человек укротил стихию воды. Знаменитый художник А.Н.Бенуа отмечал: «Он как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя… Фонтаны в Петергофе — не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водяного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа».

Т.Ю.Борисова