Дерево жизни

Деревянная изба — культурное достояние России. Уступая каменным церквям и дворцам в масштабе и роскоши, деревянные дома по максимуму раскрывают потенциал дерева как строительного материала: от массивных бревен в основании сруба до тонких узоров на досках наличника. Не зря исследователи отмечают, что гармоничная простота деревянной избы оказала влияние на принципы современной архитектуры.

Деревянный век

Традиция деревянного строительства в России насчитывает века. Не зря слово «деревня» напрямую отсылает к дереву. Популярность древесины как строительного материала объяснить легко: лес на территории России растет почти везде, дерево удобно в обработке, недорого, прочно, а кроме того, оно обладает хорошими теплотехническими качествами и дает почти бесконечные возможности для декоративной отделки. Интересно, что главным инструментом плотников был топор: в летописях то и дело встречаются фразы «срубить город» или «срубить хоромы». Пилу на Руси знали, но не использовали при постройке домов, потому что пиленые бревна и доски впитывают влагу скорее, чем рубленые и тесаные. Еще одно преимущество деревянных домов — скорость постройки. Избу можно было разобрать и собрать практически как конструктор, например, если хозяин переезжал на новое место. А немецкий путешественник XVII века Адам Олеарий в своих заметках рассказывал о специальном рынке в Москве, где пострадавшие от пожара могли легко обзавестись заранее заготовленными домами, в которых все балки и бревна были пригнаны. Оставалось лишь собрать их на новом месте и законопатить щели мхом, что делалось за два дня. Это одно из первых исторических свидетельств высокого уровня организации работ и мастерства русских плотников.

Основа рубленого дома — четырех­угольный сруб из горизонтально уложенных друг на друга бревен, которые назывались венцами. При всей своей простоте конструкция получалась очень практичной: за счет естественной усушки и последующей осадки щели между бревнами исчезали, и стена становилась более плотной. По углам сруб скреплялся своеобразными замками: в одном из перекрещивающихся бревен делался паз, и в эту лунку плотно ложилось второе бревно. Самые рас­пространенные типы таких замков — «в обло» и «в лапу». При рубке «в обло» бревна соединялись так, что их концы выступали за пределы сруба. Такой тип постройки хорошо предохранял углы избы от промерзания. При рубке «в лапу» бревна соединялись замком в самом конце, что позволяло увеличить горизонтальные размеры сруба, а вместе с ними и площадь избы. Особенность русского деревянного дома — продуманное сцепление элементов. Например, горизонтально уложенное на крыше массивное бревно с характерной фигуркой коня на конце не только придавало конструкции завершенность, но и намертво скрепляло тесаные доски кровли. Мастера-строители приспособили для своих нужд даже природные формы: стволы молодых елей, выкорчеванные вместе с корнями, служили для поддержки желобов для отвода воды.

Самый простой тип русского деревянного жилья состоял из комнаты с печью, клети (неотапливаемая комната), сеней (помещение между жилой частью дома и крыльцом) и подклета (нижний этаж, обычно используемый как погреб или зимний хлев). Подклет играл важную роль в сохранении тепла, он создавал «подушку» между дощатым полом избы и землей. Поэтому в северных регионах высота подклета могла доходить до 2 метров, тогда как в средней полосе пол настилали невысоко над землей. И это не единственное отличие, продиктованное климатическими особенностями.

Север и юг

Самые впечатляющие избы традиционно строили на севере России. Вот как описывает северорусскую избу известный архитектор и реставратор А.В.Ополовников: «Строили здесь раньше широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. Избы большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, часто в два, со светелкой над ними, с обширным крытым двором. Не изба — дворец, хоромы светлые! Под ее кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья и внуки. Из таких домов в старину выходило в поле сразу человек по двадцать…». В этом описании отмечены главные особенности северорусской избы: крупный размер (потому что строительного материала было в достатке и люди жили большими семьями) и крытый двор, который позволял выполнять необходимые хозяйственные работы даже в условиях частых дождей и снегопадов. Остается добавить, что окна в избах на севере делали небольшими для сбережения тепла и ставили их высоко над землей, чтобы зимой не завалило снегом. Выразительность деревянным домам придавал контраст между ярко окрашенными декоративными деталями и темной поверхностью бревенчатых стен.

В условиях южной природы деревянное зодчество приобретало совсем другие черты. Самый интересный пример — дома донских казаков, так называемые курени. Нижний, хозяйственный, этаж куреня строили из кирпича-сырца или известняка, а верхний — из дерева. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне». Причем если на севере строители использовали устойчивую к разложению сосну, лиственницу и кедр, то на юге такого выбора хвойных пород не было, поэтому в ход шла древесина попроще, например ольха и тополь. В отличие от Северной и Центральной России дома здесь крайне редко строили из бревен, чаще — из досок, которые затем обмазывали глиной и покрывали краской или просто белили. Как правило, верхний деревянный этаж опоясывался снаружи «галдареей», то есть коридором, обшитым досками. Этот коридор имел небольшую ширину и закрывался свесом крыши. Свисание кровли над «галдареей» защищало курень от летней жары и зимних ветров. А еще этот балкон служил причалом для лодок во время разливов Дона. До сдачи в эксплуатацию Цимлянской ГЭС в 1952 году река разливалась так, что покрывала водой пойму шириной 10–30 километров. Единственным средством передвижения в пойменных поселениях были лодки. В отличие от среднерусских построек хозяйственные сооружения в казачьих усадьбах размещались в глубине открытого двора и не были связаны друг с другом. Теплый климат с долгим летом диктовал свои условия: например, загоны для животных имело смысл отделить от дома «санитарной зоной» из соображений гигиены, а летнюю кухню выносили подальше для пожарной безопасности.

Краски Поволжья

Конструкция избы настолько универсальна, что ее использовали и другие народы России. Например, избы татар Поволжья были очень похожи на русские — это срубное и, как правило, одноэтажное строение с крытой тесом крышей. Но татарская изба никогда не смотрела на улицу. В силу исламских традиций дома окружались высокими глухими заборами или разворачивались к улице стеной без окон. В соответствии с религиозными требованиями дом внутри делился на мужскую и женскую половины. Роль разделительной преграды играла либо деревянная перегородка, либо специальная завеса из ткани. Самые главные отличия татарской избы от русской связаны с декоративным оформлением. Например, на фронтонах татарских изб почти всегда закладывалось слуховое окно с невероятно красивой отделкой. Часто фронтонное окно устраивалось в особой нише, благодаря чему оно выглядело еще внушительнее. Искусство домовой резьбы не получило большого развития у татарских мастеров, а вот в росписи им удалось создать уникальную традицию. Татарская изба очень яркая, причем желтый, синий, голубой, зеленый, белый и красный цвета использовались в самых неожиданных сочетаниях. Полихромная роспись покрывала всю поверхность стен, напоминая причудливые узоры татарской вышивки. Современные исследователи считают, что в декоративных росписях татарской избы сказалось культурное влияние Золотой Орды.

Деревянные дома марийцев также конструктивно напоминали русскую избу, но в то же время имели национальную специ­фику. Например, в комплекс построек марийской избы входило кудо — срубное строение с двускатной крышей, без окон, пола и потолка, с открытым очагом посредине. На уровне потолка между торцовыми стенами укладывались два параллельных бревна. Они служили опорой для передвигающегося по ним Т-образного шеста с крюком, на который подвешивали котлы. В кудо проводились семейно-обрядовые моления и обряды, а летом здесь готовили и принимали пищу.

От Хакасии до Дальнего Востока

Дома из дерева строили и в тех краях, которые не испытали заметного влияния русских традиций. Например, в Хакасии существовала традиция возводить деревянные срубные юрты. Они имели многоугольную форму: считалось, что чем больше углов, тем богаче хозяин. У самых обеспеченных людей юрты насчитывали до 14 углов. Пол у такой конструкции был земляной, стены выкладывались из отесанных лиственничных бревен, углы рубились «в лапу» или «в обло», а крышей служила решетка из балок, сложенных в виде пирамиды. Срубные жилища под названием норкол строили манси. Их постройки были низкими — всего 7–11 венцов и не имели потолка, только крышу. Дверь делалась очень низкой, чтобы пускать внутрь меньше холода. Интересная традиция строительства деревянных жилищ известна у нанайцев. Возведенная из хорошо высушенных бревен конструкция называлась фанзой. Она обладала очень прогрессивной для своего времени системой отопления: еще на этапе постройки у стен закладывались деревянные нары с глинобитными трубами внутри, дым от очага проходил через эти трубы и поступал к высокой трубе, установленной рядом с жилищем. В холодном амурском климате такая система была настоящим спасением. Построенные в суровом климате деревянные дома никак не декорировались снаружи, зато внутри своих жилищ народы Дальнего Востока и Сибири украшали искусной резьбой столбы, на которых символически держался дом, а значит, и мир вокруг дома.

Т.Ю. Борисова