Интервью с Ответственным секретарем Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Т.Е.Довгаленко

В 2023  году Секретариат Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО возглавила заместитель директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Татьяна Евгеньевна Довгаленко. Новый Ответственный секретарь уверена: гуманитарное измерение международного сотрудничества может и должно стать мостом для восстановления доверия между странами.


Т.Е.Довгаленко окончила Московский государственный институт международных отношений МИД России в 1996 году. В том же году начала работать в системе МИД России. Занимала дипломатические должности в Посольстве России во Франции и Постоянном представительстве России при ОБСЕ в Вене. В 2011–2016 годах — начальник отдела Европейского союза Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России, в 2016–2023 годах — заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО. В 2023 году назначена заместителем директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России и Ответственным секретарем Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1-го класса.


Татьяна Евгеньевна, вы имеете большой опыт работы на различных постах в России и за рубежом. В вашем послужном списке — взаимодействие с такими непростыми партнерами и объединениями, как Совет Европы, Европейский союз и ОБСЕ. Последние годы вы занимали должность заместителя Постоянного представителя России при ЮНЕСКО. Недавно были назначены Ответственным секретарем Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Ощущаете ли вы разницу между работой в Париже и в Москве, между всемирной гуманитарной организацией и другими многосторонними площадками?

На обе части вашего вопроса ответ — и да, и нет.

/>ЮНЕСКО — это специализированное учреждение системы ООН. Деятельность дипломата там кардинально не отличается от работы в других международных организациях. Это классическая многосторонняя дипломатия: кропотливая работа над документами, ведение публичных дискуссий, общение в кулуарах и, конечно же, поиск консенсуса и взаимоприемлемых решений. Разница в том, что с учетом специфики мандата Организации твоими визави зачастую могут быть не карьерные дипломаты, а ученые, деятели культуры, артисты — словом, специалисты в сферах компетенции ЮНЕСКО.

А сферы эти весьма многочисленны и разнообразны. Несмотря на ее известное всему миру культурное реноме, львиная доля бюджета Организации приходится на проекты в сфере образования. Также ЮНЕСКО — головное агентство ООН по медиапроблематике. Помимо продвижения культурного, образовательного и научного взаимодействия повестка Организации включает такие интересные и важные для международных отношений темы, как антидопинг, свобода СМИ, безопасность журналистов, управление интернетом, многоязычие в киберпространстве, искусственный интеллект, биоэтика, гидрология, биоразнообразие, исследование Мирового океана и пр. Иными словами, ее деятельность так или иначе связана с достижением практически всех целей устойчивого развития. Это заставляет тебя непрерывно расширять кругозор, в том числе по темам, которые, казалось бы, не имеют отношения к внешней политике.

В отличие от моего предыдущего опыта взаимодействия с региональными объединениями (СЕ, ОБСЕ, ЕС) ЮНЕСКО является универсальной по составу участников организацией. Это 194 страны-члена, весь мир за одним столом. Палитра подходов, нюансы в позициях стран здесь многообразнее. И до последнего времени отсутствовала блоковость.

Что касается разницы между Москвой и Парижем, то Постпредство и Комиссия по делам ЮНЕСКО — это две стороны одной медали. Мы вместе делаем одно дело. Но есть различия. В штаб-квартире деятельность ЮНЕСКО ты видишь через призму принимаемых документов — резолюций, конвенций, правил, переговоров по новым решениям и нормативным правовым актам.

В России эти умозрительные для меня конструкции оказались воплощены в конкретных людях. Я открываю здесь обширную «российскую семью ЮНЕСКО». Вижу, как принятые там решения влияют на судьбы тысяч человек — управляющих объектами наследия, учителей и учеников ассоциированных школ, ученых, общественников и т.д. За многие тысячи километров от Парижа, в самых отдаленных уголках России трудятся энтузиасты, которые не только прекрасно владеют понятийным аппаратом ЮНЕСКО и ориентируются в происходящих процессах, но и попросту живут идеями Организации, претворяют в жизнь ее принципы и цели. И именно благодаря их экспертизе, упорству и пассионарности Россия занимает столь весомые позиции в международном движении ЮНЕСКО.

Что вы имеете в виду? В каких областях мы лидируем? Каковы наши приоритеты?

Мы представлены и ведем активную работу практически на всех направлениях компетенций Организации. Например, наша страна — передовик по уровню во­влеченности в реализацию Международного десятилетия языков коренных народов, отмечаемого в 2022–2032 годах. Мы активно отстаиваем многоязычие, в том числе в киберпространстве. Россия занимает третье место по количеству кафедр ЮНЕСКО, у нас их 58, находится в первой тройке по числу ассоциированных школ — таких насчитывается 387. Регулярно выступаем в Организации с новыми инициативами в области образовательной политики.

Заслуживает упоминания крупнейшая в Организации Международная премия ЮНЕСКО–России имени Д.И.Менделеева за достижения в области фундаментальных наук. Ее ежегодный наградной фонд составляет половину нобелевского, а именно полмиллиона долларов.

Российская Федерация внесла значительный вклад в формирование подходов к этике искусственного интеллекта при подготовке соответствующей рекомендации ЮНЕСКО от 2021 года, остающейся пока единственным универсальным документом по регулированию этой новой технологии.

Солидные позиции у нас в Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО. Россия стояла у истоков ее создания. Этот уникальный международный орган занимается картированием дна Мирового океана, проблемами сохранения и рационального использования его ресурсов, программой раннего предупреждения цунами.

Россия — один из крупнейших доноров Фонда для искоренения допинга в спорте, созданного в рамках соответствующей международной конвенции. В качестве вице-председателя 7-й и 8-й сессий Конференции сторон конвенции она способствовала совершенствованию глобальной антидопинговой системы.
Наш вклад заметен и визуально: в названиях документов организации присутствуют российские города, такие как Казань, Ханты-Мансийск, Якутск. Всего не перечислить.

Я бы не стала формулировать ответ через призму лидер — аутсайдер, в том числе и потому, что конкуренция, попытки обойти других не соответствуют духу площадки. Скорее, можно говорить о вовлеченности в общее дело. И здесь, повторю, спектр нашей экспертизы весьма широк, ее востребованность высока, мы вносим существенный вклад в программную деятельность — от процесса согласования документов до их реализации «на земле».

Сейчас, когда международная обстановка накалена, нас критикуют в ЮНЕСКО. МИД Российской Федерации также высказывал нелицеприятные оценки в адрес руководства Секретариата. Как вы охарактеризуете сегодняшние отношения России с Организацией?

Нынешний этап нельзя назвать простым. ЮНЕСКО существует не в вакууме, и деградация международной обстановки не могла не сказаться на атмосфере этого некогда сугубо профессионального межправительственного форума, призванного, как записано в его Уставе, содействовать укреплению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Агрессивное меньшинство стран с упорством, достойным лучшего применения, навязывает площадке несвойственные ей политические дебаты, разделение на «своих» и «чужих», сплошную «украинизацию» повестки дня. Однако постепенно у большинства накапливается усталость от конфронтации, растет потребность в возвращении диалога в профессиональное русло. Это наглядно демонстрируют итоги 45-й сессии Комитета всемирного наследия в Эр-Рияде, где, как вы знаете, Список всемирного наследия пополнился очередным российским объектом — астрономическими обсерваториями Казанского федерального университета. Становится очевидно, что изолировать Россию не получится, а «тотальная политизация» вредит не России, а самой ЮНЕСКО, которая не решает и не может решать политические задачи, так как была создана и существует не для этого.

Одиозный пример — продавленное в апреле прошлого года западными делегациями решение Исполнительного совета ЮНЕСКО о переносе рассмотрения вопроса о провозглашении Всемирного дня русского языка. Те, кто заблокировали эту инициативу, целясь в Россию, попали в ЮНЕСКО, нанесли удар по ее основополагающему принципу многоязычия.

Ранее в Организации были провозглашены международные дни арабского, португальского языков, суахили и романи. Настал черед и русского языка — крупнейшего славянского языка, на котором говорят на всех континентах. Языка выдающихся произведений мировой литературы, театра, науки, межнационального общения. Языка, на котором прозвучали первые слова человека в космосе. Помимо России соавторами инициативы по Всемирному дню русского языка стали еще 17 стран. Выступив против, «коллективный Запад» продемонстрировал неуважение не только ко всем этим государствам, но и к русскоговорящим сообществам по всему миру, в том числе в их собственных странах.

Интересно, что по этому поводу говорят русскоязычные сотрудники Секретариата в Париже?

Понимаете, их практически и не осталось в штаб-квартире учреждения! К великому сожалению, штат универсальной организации не обладает универсальной географической представленностью, и кадровый дисбаланс с годами лишь усугуб­ляется. Только вдумайтесь: на сегодняшний день персонал Организации на четверть состоит из представителей двух европейских стран — Франции и Италии, в то время как добрая половина государств-членов относится к категории недопредставленных или не представленных вовсе.

То есть, как остроумно заметил один из моих зарубежных коллег, полуторамиллиардная Индия в состоянии послать космический корабль на Луну, но не может успешно «прилунить» своих граждан в Секретариате ЮНЕСКО. То же самое относится и к другим странам опережающего развития — членам БРИКС, ШОС, АСЕАН, Африканского союза и других объединений.

В результате такого перекоса в кадровой работе мы сталкиваемся с ангажированным подходом международных чиновников, которые, пренебрегая нейтралитетом, выбирают, смерть каких журналистов достойна осуждения, а каких — нет. Тревожит, к примеру, «оглушительное молчание» Секретариата в связи с непрекращающимися гонениями украинских светских властей на каноническую Украинскую православную церковь, которая управляет частью объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — Киево-Печерской лаврой. С изгнанием оттуда монахов канонической церкви происходит культурное выхолащивание святыни, утрачивается многовековая духовная традиция, нарушаются культурные права верующих. Уверена, что если бы такие противоправные действия предпринимала какая-то другая страна, а не пользующаяся покровительством западников Украина, то критика последовала бы незамедлительно и была бы весьма жесткой. Такое явное двуличие не может не удручать.

А ведь Уставом ЮНЕСКО предписывается совсем иное — «расширять связи между своими народами в целях взаимного понимания», ставится целью «достижение путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества».

Обнадеживает, что подавляющее большинство государств — членов ЮНЕСКО, включая преобладающую часть глобального Юга, настроено на продвижение объединительной повестки на основе учета баланса интересов и цивилизационного многообразия современного мира. Они понимают, что членство России в руководящих органах ЮНЕСКО, включая Исполнительный совет, выборы в который состоятся в ноябре этого года в Париже, — это вопрос равновесия и плюрализма мнений в Организации.

А какие это страны?

Наши подходы разделяют многие единомышленники. За десятилетия инициативной и ответственной работы в ЮНЕСКО наша страна зарекомендовала себя надежным партнером развивающихся государств в Латинской Америке, Азии, Африке.

Так, Россия одной из первых вошла в состав «групп друзей» приоритета «Африка» (одного из двух глобальных приоритетов ЮНЕСКО) и малых островных развивающихся государств. На укрепление собственного потенциала развивающихся стран направлена стипендиальная программа российской компании «ФосАгро» для молодых ученых «Зеленая химия для жизни». Оказываем им неизменную поддержку в Межправительственном комитете ЮНЕСКО по содействию возвращению культурных ценностей странам их происхождения или их реституции в случае незаконного присвоения. Последовательно выступаем за формирование репрезентативного и географически сбалансированного Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором будут достойно представлены памятники культуры и природы различных частей света.

Мы видели энтузиазм, с которым было встречено решение Москвы о выделении в текущем году финансирования на инициативы Международной программы развития коммуникации ЮНЕСКО в Африке.

Вы упомянули о двух глобальных приоритетах ЮНЕСКО и назвали один из них. А второй?

Второй — «Гендерное равенство». Мы всячески поддерживаем укрепление роли женщин, стремимся к достижению соответствующей, пятой по счету, цели устойчивого развития. Здесь мы готовы активно делиться опытом. Вопреки распространенным стереотипам о нашей якобы «несовременности», хочу напомнить о первопроходческой роли нашей страны в провозглашении равных с мужчинами прав для женщин. Они, как известно, были гарантированы у нас еще более ста лет назад, по итогам Октябрьской революции, включая право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование и равную оплату труда и т.д.

Сам за себя говорит и состав национальной комиссии, среди более сотни членов которой занимают достойное место предста­вительницы прекрасного пола: ведущие деятели науки и образования, культуры и искусства, руководители государственных ведомств. Женщины возглавляют ряд российских комитетов по программам ЮНЕСКО, активно содействуя содержательному вкладу нашей страны в деятельность Организации.

Мы, как и подавляющее большинство стран — членов ЮНЕСКО, ведем речь о двух полах, двух гендерах — мужчины и женщины. Это в полной мере соответствует документам Организации. И мы не готовы тратить столь необходимые для развития средства ЮНЕСКО на игры в «гендерное разнообразие» и конструирование в духе неолиберальных трактовок бессчетного количества гендеров.

Как известно, аббревиатура ЮНЕСКО расшифровывается как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. По вашему мнению, какое из перечисленных направлений сотрудничества является приоритетными для России?

Мы уже касались с вами этой темы. Нельзя сказать, что в нашей стране отдают приоритет какой-то одной составляющей мандата ЮНЕСКО. При российской национальной комиссии действует полтора десятка программных комитетов, охватывающих все тематические сферы деятельности Организации. Активно работают региональные комитеты, в частности в Татарстане, Башкортостане, Ульяновске, Якутии.

Интенсивно развиваем сетевое взаимодействие по линии биосферных заповедников, геопарков, творческих и обучающихся городов. В субъектах Российской Федерации ежегодно проходят крупные международные мероприятия на темы языков коренных народов, информации и коммуникации, культурного и природного наследия.

Решением Исполнительного совета Организации утверждены на включение в Календарь памятных дат ЮНЕСКО 2024–2025 годов 300-летие Российской академии наук и 500-летие со дня основания Новодевичьего монастыря. Международный реестр Программы «Память мира» недавно пополнился документами «Рабочие тетради и дневники Ф.М.Достоевского». Продолжаем расширять российскую часть Списка объектов всемирного наследия. Сейчас их у нашей страны 32 — мы в первой десятке стран по количеству объектов наследия общечеловеческого значения.

Настроены на продвижение нашего богатого положительного опыта в плане развития научного знания — цифровых технологий, фундаментальных исследований, гидрологии и океанографии. Готовы и далее делиться нашими наработками со всеми заинтересованными партнерами.

Поэтому приоритетом я бы назвала не конкретную сферу, а присутствующее в названии ЮНЕСКО слово «объединенных». Наша линия в Организации выстраивается именно вокруг этого понятия, предполагающего взаимное уважение и культуру консенсуса, изначально присущие ЮНЕСКО. Убеждена, что в такие турбулентные времена, как сейчас, гуманитарное измерение международного сотрудничества не только может, но и должно стать тем мостом, который позволит восстановить доверие между народами. Российская Федерация приложит для этого все усилия.