Живое прошлое

Познакомимся с некоторыми традициями и ремеслами Азербайджана, которые входят в  Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Изготовление ковров и головных платков, национальная музыка и танец, кухня и праздники — это основа культурной идентичности и связь прошлого и настоящего.

Нематериальное культурное наследие включает в себя традиции, формы представления и выражения, знания и навыки, которые передаются в обществе из поколения в поколение. К нему относятся: устное народное творчество, исполнительское искусство, социальные практики, ритуалы, праздники, знания о природе и вселенной, традиционные ремесла.

Традиционный групповой танец яллы (кочари, тензере)

Яллы — традиционный групповой танец. Обычно его исполняют по кругу, по цепочке или по линии. Танец включает в себя элементы игры, пантомимы (имитации поведения птиц или животных), физических упражнений и других движений. Одни варианты яллы исполняются как женщинами, так и мужчинами, другие подразумевают участие исключительно мужчин и имитируют скотоводческие игры с элементами борьбы животных. До середины ХХ века танец яллы был широко распространен, но затем его популярность снизилась. Это связано с утратой социальной функции танца, преобладанием постановочных представлений над спонтанными, а также с трудовой миграцией, экономическими кризисами начала 1990-х годов и резким упрощением танцев, что повлекло за собой потерю разнообразия.

Традиционное искусство изготовления и ношения женского шелкового головного платка кялагаи и его символика

Искусство кялагаи, уходящее корнями в традиции, встречающиеся вдоль Великого шелкового пути, сосредоточено в двух местах Азербайджанской Республики: городе Шеки и поселении Басгал. Создание платка включает в себя несколько этапов: изготовление ткани, окрашивание и декорирование деревянными набойками. Ткачихи приобретают тонкие шелковые нити у производителей шелка, ткут ткани на ткацких станках, а затем кипятят и сушат готовую ткань, получая полотно квадратной формы. Дальше мастерицы окрашивают ткани в различные цвета с использованием растительных субстанций и украшают их узорами с помощью деревянных штампов, покрытых растворами из канифоли, парафина и твердого масла. Искусство кялагаи передается только через неформальное обучение и является в основном семейным занятием. У каждой семьи есть свои собственные стилистические приемы и мотивы украшения. Традиционная практика изготовления и ношения платков является выражением культурной самобытности и религиозных традиций, а также символом социальной сплоченности, усиливающим роль женщин и укрепляющим культурное единство азербайджанского общества.

Медное производство Лагича

Медное производство Лагича — традиционная практика изготовления и использования изделий из меди, сосредоточенная в лагичской общине на Кавказе. Мастер выплавки меди координирует весь процесс, а его подмастерье помогает в работе и изучает необходимые приемы. Самым важным этапом процесса считается украшение готовой посуды гравировкой, так как используемые дизайны отражают традиционные знания и культурные ценности носителя. Мастер отвечает за продажу изделий из меди в мастерских и вознаграждение других участников процесса. Традиция передается внутри семьи от отца к сыну. Многие семьи в Азербайджане приезжают в Лагич, чтобы купить медную посуду и использовать ее в своей повседневной жизни, полагая, что это увеличивает пользу от пищи. Для ремесленников этот промысел является главным источником заработка и служит основанием для гордости за принадлежность к сообществу.Медное производство также укрепляет семейные отношения в общине Лагича и воспринимается как явный признак культурной идентичности.

Мастерство изготовления и искусство игры на таре

Тар — это щипковая лютня с длинным грифом, которую изготавливают и используют по всему Азербайджану. Многие считают тар ведущим музыкальным инструментом страны, он используется отдельно или в сочетании с другими инструментами во многих традиционных музыкальных стилях. Создание инструмента начинается с тщательного подбора дерева: тутового для корпуса, орехового для грифа и грушевого для колков. Используя различные приемы, мастера создают полое тело в форме восьмерки, которое затем покрывают тонким перикардом быка. Потом мастера прикрепляют резной гриф, добавляют металлические струны, а корпус инкрустируют перламутром. Исполнители держат инструмент горизонтально у груди и перебирают струны плектром, используя трели и различные приемы и штрихи, чтобы добавить музыке яркости. Игра на таре занимает важное место на свадьбах, праздничных мероприятиях и массовых концертах. Исполнители передают навыки игры молодежи в своем сообществе от мастера к ученику или в образовательных музыкальных учреждениях. Мастерство изготовления тара и искусство исполнения на нем играют значительную роль в формировании культурной идентичности азербайджанцев.

Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества

Ковер представляет собой традиционную ткань ручной работы различных размеров, с плотной фактурой и ворсовой или безворсовой поверхностью, узоры которой характерны для многих регионов Азербайджана, занимающихся ковроделием. Ковроткачество — это семейная традиция, передаваемая через практику. Мужчины стригут овец весной и осенью, а женщины прядут и красят пряжу весной, летом и осенью. Ковер изготавливается на горизонтальных или вертикальных станках из шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой пряжи, окрашенной натуральными красителями. Применяя специальные приемы создания ворсовых ковров, ткачи завязывают ворсовую пряжу вокруг нитей основы; безворсовые ковры изготавливаются по-разному с переплетением структурной основы, утка и узорчатого утка. Срезание готового ковра со станка — необычайно торжественное событие. Ковроткачество тесно связано с повседневной жизнью и обычаями сообществ. Так, в праздник Новруз девушки, сидя на коврах, гадают и поют традиционные песни. Ковры широко используются для украшения дома, специальные ковры ткут для лечения, свадебных церемоний, рождения ребенка, траурных обрядов и молитв.

Искусство азербайджанских ашугов

© wikimedia.org, Vugarİbadov

Искусство азербайджанских ашугов (народных певцов-поэтов) сочетает в себе поэзию, рассказывание историй, танец, пение, игру на традиционных музыкальных инструментах и является символом азербайджанской культуры. Классический репертуар в сопровождении струнного музыкального инструмента саза включает 200 песен, 150 литературно-музыкальных произведений, известных как дастаны, около 2000 стихотворений в различных традиционных поэтических формах и многочисленные рассказы. Региональные вариации могут включать в себя другие музыкальные инструменты, но все они объединены общим национальным языком и художественной историей. Ашуги принимают участие в свадьбах и праздничных мероприятиях по всему Кавказу, выступают на концертных площадках, радио и телевидении, иногда синтезируя классические мелодии с современными. Их искусство считается символом национальной идентичности и хранилищем азербайджанского языка, литературы и музыки. Ашуги также способствуют культурному обмену и диалогу: курды, лезгины, талыши, таты и другие этнические группы, проживающие в стране, одинаково хорошо воспринимают их искусство.

Азербайджанский мугам

Азербайджанский мугам — традиционная музыкальная форма, отличающаяся большой степенью импровизации. Мугам, хотя и является классическим и академическим искусством, основан на популярных народных мелодиях и встречается по всей стране. Современные представления об азербайджанском мугаме отражают разные периоды истории Азербайджана и его контакты с персами, армянами, грузинами и тюркскими народами. Этот музыкальный жанр имеет общие художественные характеристики с иракским и турецким макамом и персидским радифом. В прошлом мугам в основном исполнялся на свадебных застольях и на собраниях гостей. Его также культивировали члены суфийских орденов и исполнители религиозных драм, известных как тазие или шабих. В этом жанре певец или певица выступают в сопровождении музыкантов, играющих на традиционных инструментах, таких как тар, кеманча и даф (разновидность большого бубна). Поскольку мугам не имеет фиксированной формы, мастера передают ученикам несколько версий и обучают их искусству интерпретации, чтобы обеспечить разнообразие художественного выражения. Мугам утратил некоторые из своих эстетических и выразительных характеристик из-за европейских влияний, которые особенно заметны в манере исполнения современных музыкантов.

Источник: Министерство культуры Республики Азербайджан