История в камне. Церковь Вознесения в Коломенском — Объект всемирного наследия ЮНЕСКО

В этом году Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно‑­ландшафтный музей‑заповедник «Коломенское» отмечает 100-летие со дня создания. Однако самая знаковая его постройка гораздо старше. Белокаменная церковь Вознесения Господня с XVI века вызывает восхищение у жителей и гостей Москвы, а с 1994 года входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заповедное Коломенское

Заповедное Коломенское — древнейшее место обитания человека на территории современной Москвы. С XIV века село Коломенское становится летней усадьбой московских великих князей, а с XVI столетия — знаменитой резиденцией русских царей и императоров. Здесь сохранились памятники архитектуры XVI–XIX веков, памятники архео­логии и природы, уникальный ландшафт, старинный парк. Ядром уникального архитектурного ансамб­ля знаменитой усадьбы русских правителей, включающего в себя дворцовые и служебные постройки, стала церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 году. Художественное совершенство и необычность храма позволили в 1994 году включить ее в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Заказчиком церкви выступил великий князь Московский Василий III во исполнение обета после рождения наследника престола — будущего русского царя Иоанна Васильевича (Ивана IV Грозного). Великий князь привлек для строительства храма выдающегося итальянского архитектора Пьетро Анибале, которого в России звали Петрок Малой. Архитектор воздвиг храм на высоком берегу Москвы-реки на огромной подземной искусственной платформе площадью 26 х 24 м. Церковь представляет собой столпообразную постройку с двухъярусными обходными галереями, увенчанную шатром. Высота храма 62 м, площадь 8,5 х 8,5 м. Имеется наземный этаж храма (подклет). Зеленый стилобат холма приподнял башнеобразный храм и вынес его вперед над обрывистым склоном реки. Архитектурные детали памятника выполнены из белого камня.

По мнению специалистов, церковь Вознесения — уникальный пример взаимодействия культурных традиций — византийской, средневековой (готической) и древнерусской. Главный элемент и главное новшество в композиции храма — его купол: уходящая в небо вытянутая многогранная пирамида. Это первая каменная шатровая церковь в России. В ней, как в фокусе, встретились все архитектурные потоки христианских стран, и она же послужила точкой отсчета в становлении русской национальной архитектуры. От шатра Вознесенской церкви в Коломенском берет свое начало особое направление в церковной архитектуре, открывая череду великолепных памятников — от собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве до русских колоколен и храмов ХХ века.

Сохранение, изучение и использование

С первых лет создания музея сохранение, изучение и использование этого уникального памятника является основной заботой и ответственностью государственного музея. Церковь Вознесения Господня в Коломенском включена в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО с формулировкой: «творческий и инновационный прорыв в строительстве русских православных церквей». При выдвижении объекта в Список всемирного культурного наследия было учтено наличие буферной зоны, что создало условия для номинации памятника в категории «культурный ландшафт», распространения значимости объекта на окружающий ландшафт и его сохранение. В дипломе ЮНЕСКО зафиксировано: «Церковь Вознесения в Коломенском (Москва) Church of the Ascension, Kolomenskoye. Российская Федерация. № 634. Год внесения: 1994. Критерий (ii): отражение воздействия, оказываемого сменой общечеловеческих ценностей на развитие архитектуры».

В 2013 году была составлена ретроспективная формулировка выдающейся универсальной ценности Объекта всемирного наследия «Церковь Вознесения, Коломенское (Российская Федерация)». В документах ЮНЕСКО отмечалось: «Церковь является непревзойденной по изумительной красоте и элегантности форм. Это была не обычная пятиглавая церковь на четырех столпах, но одностолпная конструкция, более похожая на скульптурный памятник с архитектурой, которая вобрала в себя лучшие из византийских, греческих, готических и древнерусских традиций. Шатровый стиль стал доминирующим и решающим для русского зодчества и стал воплощением русской национальной архитектурной традиции». В критерии оценки памятника входили описания целостности, подлинности, охрана и управление.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском с момента ее постройки использовалась как летняя домовая церковь великих московских князей и русских царей. В XIX веке и до 1918 года — как действующий приходской храм для жителей села Коломенского. В 1918 году церковь была объявлена государственной собственностью. Тогда же создатель музея — архитектор-реставратор Петр Барановский (1892–1984) устроил на галереях храма первую экспозицию, посвященную истории памятника. Начиная с этого времени церковь Вознесения — главный памятник архитектуры в составе государственного музея-­заповедника. Важной вехой в истории церкви стало учреждение в 1993 году Патриаршего подворья храма Вознесения Господня в Коломенском. Богослужения в Вознесенской церкви проводятся в летнее время года.

Придание в 1994 году церкви Вознесения статуса памятника мирового значения вызвало необходимость проведения комплексной научной реставрации, что и было выполнено в начале 2000 годов с привлечением лучших специалистов и современных технологий. Финансирование исследований и реставрационных работ проходило за счет бюджета города Москвы. Были выполнены: инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, обследования основания и фундаментов, обследование конструкций. Архео­логическое сопровождение обеспечивалось силами специалистов Центра археологических исследований Главного управления охраны памятников города Москвы. Результаты проведенных исследований были доложены в 2002 году на сессии ЮНЕСКО и получили положительную оценку специалистов.

После завершения комплексной научной реставрации музей получил возможность в полном объеме использовать памятник для проведения просветительской, экспозиционно-выставочной и концертной деятельности, сотрудничать с РПЦ в отношении проведения богослужений с соблюдением всех условий для сохранения интерьера памятника и воссозданного иконос­таса. Оформление юридической-правовой документации и выполнение необходимых мер по охране, режиму и использованию территории обеспечивает все условия для сохранения архитектурного шедевра — церкви Вознесения Господня.

Церковь Вознесения расположена практически в центре Москвы, в десяти километрах от Кремля, на территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы Коломенское, XVI–XVII вв. — Церковь Вознесения» площадью 57,2 га. Одновременно это и памятник садово-паркового искусства регионального статуса. Объект защищен охранной зоной, а также зоной регулирования застройки.

В 2009 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась выставка «Русское чудо», организованная специалистами Коломенского. На международном уровне было рассказано о музее-заповеднике как уникальном учреждении культуры, занимающемся cохранением и популяризацией наследия — не только церкви Вознесения Господня в Коломенском, но и других памятников архитектуры, археологии и природы, музейных коллекций и нематериального духовного наследия.

В юбилейном году мы особо вспоминаем историю памятника, обстоятельства строительства и сохранения в условиях мегаполиса. Церковь Вознесения Господня — главный объект музейного показа. Все посетители территории музея-заповедника, а это более 6 миллионов человек в год, начинают знакомство с Коломенским с ее осмотра.

О.Полякова, заместитель директора по хранению музейных фондов Московского государственного объединенного музея‑заповедника, заслуженный работник культуры Российской Федерации