Дербент — один из древнейших раннехристианских центров России

Дербент вошел в историческую литературу и многочисленные эпические сказания средневекового Востока как один из выдающихся памятников мировой фортификации, возведенный на северных границах древнеземледельческого мира. На протяжении многих веков этот город выступал главным оплотом крупнейших государств Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, широко известным военно-политическим, торгово-экономическим, религиозным центром региона. В 2023 году исполняется 20 лет со дня включения Дербента в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город легенд

Древнеиранский эпос, обширное литературное наследие мусульманского Востока, раннехристианские сирийские предания приписывают основание Дербента эпическим героям или знаменитым царям, в том числе Александру Македонскому. Археологические раскопки, начатые в Дербенте в 1970 году профессором А.А.Кудрявцевым, отодвинули истоки его истории к рубежу энеолита и бронзового века и позволили установить, что Дербенту не менее пяти тысяч лет, — это один из самых древних городов мира и древнейший город на территории России.

Дербент вошел в историческую литературу и многочисленные эпические сказания средневекового Востока как один из выдающихся памятников мировой фортификации, возведенный на северных границах древнеземледельческого мира. На протяжении многих веков Дербент являлся широко известным военно-политическим, торгово-экономическим, религиозным центром региона. Дербентская крепость позволяла контролировать Большой Кавказский проход между горами Большого Кавказа и Каспийским морем, а потому привлекала внимание многочисленных завоевателей древности и средневековья: за господство над этой территорией боролись Рим и Парфия, Византия и Сасанидский Иран.

В различные периоды развития города, лежавшего на перекрестке мировых цивилизаций, сюда проникли четыре монотеистических религии: зороастризм, ислам, иудаизм и христианство, оставившее в крепости Дербента уникальные архитектурные памятники.

Колыбель христианства

Средневековый Дербент входил в число самых ранних и значительных очагов распространения христианства в мире. В 313 году н.э. христианство получило легальный статус в Римской империи, и это сыграло большую роль в распространении новой религии в различных областях римского государства и в соседних регионах, в том числе в Армении, Грузии и Кавказской Албании, в состав которой тогда входил древний Дербент. Согласно сочинениям известного албанского автора VII века Моисея Каганкатваци, царь Урнаир, происходивший из рода парфянских Аршакидов, принял крещение от святого Григория и «обратился из многих стезей заблуждения к истинному Богу». Так что к моменту столкновения кавказских государств с Сасанидским Ираном в IV веке население Дербента в значительной мере было уже христианизировано, что привело к провалу попыток распространить здесь зороастризм. Более того, приверженность христианству стала одним из важнейших факторов кавказско-сасанидского противостояния в регионе.

Особое место в истории этого военно-политического и идеологического противоборства на Кавказе принадлежит Дербенту, именуемому в древнегреческих и римских источниках «Каспийскими воротами», а в более поздних документах — «Каспийскими валами».

Первые попытки распространения Священного Писания в этом городе Моисей Каганкатваци относит еще к временам апостолов, то есть к I веку. Исследователи христианства считают, что Албанская церковь является одной из древнейших церквей всего христианского мира и имеет апостольское происхождение, то есть она основана непосредственными учениками Христа — святыми апостолами Варфоломеем и Фаддеем, а также учеником апостола Фаддея святым Елисеем. Моисей Каганкатваци пишет, что после мученической смерти своего учителя апостола Фаддея «святой Елисей возвращается в Иерусалим и остальным соапостолам его рассказывает о вожделенном его мученичестве». Рассказав апостолам о гибели Фаддея, он, твердо вознамерившись продолжить дело своего учителя в Кавказской Албании, «по вдохновению Святого Духа рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалима». Как и Фаддей, Елисей, «получив себе в удел Восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам (ираноязычный народ, населявший юг современного Дагестана), избегая Армении, и начинает проповедовать в Чога (название Дербента в грузинских, армянских и албанских источниках)». Сопоставляя это со временем жизни святого Иакова, первого патриарха Иерусалимского, можно датировать прибытие Елисея в Чога не позднее начала 60-х годов I века н. э.

К концу IV — началу V века новая религия завоевала прочные позиции в регионе, а усилиями албанского царя Ваче II, поднявшего мощное антииранское восстание и сделавшего Дербент своей столицей, город превратился в один из христианских центров Кавказа. Моисей Каганкатваци сообщает, что с 60-х годов V века здесь находился престол главы Албанской церкви (Католикоса Кавказской Албании). Правда, недолго. Уже в середине VI века престол перенесли из Дербента в город Партав в связи с набегами хазар.

Свидетели прошлого

В Дербенте к периоду широкого распространения христианства относятся два памятника монументальной храмовой архитектуры: сооружение в форме креста в цитадели и трехнефная базилика в старой части средневекового города. Базилика с приходом арабов в VIII веке была перестроена в мечеть и в этом качестве благополучно сохранилась до нашего времени. Сегодня дербентская Джума-мечеть — старейшая мечеть в России и на территории СНГ.

У крестообразного сооружения в цитадели еще более интересная судьба. Долгое время считалось, что это вырубленное в скале подземное водохранилище. Но раскопки, начавшиеся в 70-х годах XX века, показали, что такого просто не могло быть. Во-первых, в период раннего средневековья здание целиком находилось на поверхности, а во-вторых, разнообразные водоводы из керамических труб и каменных желобов обнаружены лишь в слоях XVII–XIX веков. Археологи предположили, что постройка действительно служила водохранилищем, но в гораздо более позднее время и после основательной реконструкции. Но чем же оно являлось в самом начале своей истории?

Чтобы ответить на этот вопрос, к работе на историческом объекте привлекли целый ряд ученых. Сотрудники лаборатории элементарных частиц Физического института имени П.Н.Лебедева Российской академии наук исследовали сооружение в цитадели Дербента по уникальному методу мюонной радиографии. Мюоны — это элементарные частицы космического происхождения, которые могут пролетать сквозь многометровые стены или грунт. Регистрируя поглощение и рассеивание мюонных пучков, можно обнаружить пустоты и полости в древней кладке, не разбирая стены и полы. Также московские специалисты провели георадарное сканирование, лазерное сканирование и фотограмметрию. С помощью этих методов исследователи раскрыли «биографию» здания: они выявили ряд переделок и дополнений, подтвердивших, что изначально здание строилось как раннехристианский храм, и лишь позднее его приспособили под водохранилище. Фотограмметрия позволила ученым построить 3D-модель подземной части. Оказалось, что пропорции крестово-купольного сооружения отвечают канонам сооружения ранних христианских храмов. В плане сооружение представляет собой чистый крест, строго ориентированный по сторонам света. Концы креста были перекрыты стрельчатыми сводами, а центральная часть — куполом на сводчатых конструкциях, благодаря чему круглая форма купола гармонично переходила к квадратным очертаниям основания. Такая планировка абсолютно нетипична для местных водохранилищ, сохранявших на протяжении всего раннесредневекового и средневекового периодов только прямоугольную и квадратную форму, зато она находит множество параллелей в раннехристианской архитектуре Кавказа, Малой Азии и Италии. Ученые предполагают, что христианский храм был построен в цитадели Дербента в V веке, когда албанский царь Ваче II превратил город в главный оплот христианства на Кавказе и резиденцию главы Албанской церкви. В пользу этого довода говорит и тот факт, что на двух верхних слоях штукатурки на стенах отмечается присутствие бактерий, которые живут в водной среде, а на самом раннем слое их нет — значит, изначально там не было воды. Как считают исследователи, храм, основанный в V веке, был заброшен после укрепления арабов в Дербенте (VIII–IX вв.) и восстановлен или отреставрирован в XVII — начале XVIII века. как цистерна для хранения воды. Если это предположение подтвердится, то уникальный памятник в крепости Дербента можно будет с полным правом назвать древнейшим христианским храмом на территории Российской Федерации. Но уже сейчас очевидно, что архитектурной сокровищнице России принадлежит одно из древнейших сооружений эпохи становления христианства — свидетель распространения религии, которой было суждено повлиять на всю историю человечества.

А.А.Кудрявцев