Жемчужина беломорья. Соловецкие острова — культурно-исторический ансамбль в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО

Один из первых российских объектов из списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО — Историко-культурный комплекс Соловецких островов — был включен в международный перечень 30 лет назад. Соловецкий архипелаг представляет собой систему из шести крупных и более 200 мелких островов, образованных на поднятом подводном цоколе, сформированном валунно-галечно-песчаными ледниковыми, водно-ледниковыми, озерно-ледниковыми осадками последнего оледенения Земли.

Низкая плотность населения и относительная труднодоступность территории способствовали сохранению материальных памятников и культурных ландшафтов. Однако сама оценка наследия при смене культур архипелага постоянно корректировалась — памятники прошлых культур приспосабливались к новым культурам или превращались в реликт.
Еще в первобытные времена значимость архипелагу придавали пространственная обособленность и наличие со всех сторон морских просторов, что делало территорию не похожей на привычную среду обитания. Отсутствие каких-либо преимуществ для добывания пищи делало острова непривлекательными для постоянного поселения, зато увеличивало их сакральную ценность: труднодоступна для уничтожения объектов поклонения, необитаема (отсутствие постоянного населения), имеет нетипичные ландшафты, которые в представлении древних людей требовали обозначения и поклонения. На Соловецком архипелаге зафиксировано более 20 лабиринтов и четыре «святилища», объединяющие в общей сложности не менее 700 искусственных выкладок: лабиринтов, каменных насыпей и т.н. символических выкладок. Наиболее крупное из них находится на склонах и вершине горы Сигнальной Б.Заяцкого острова (около 650 сложений), «святилище» на м.Лабиринтов Анзерского острова включало в себя два лабиринта и 42 каменных насыпи (6 из них раскопаны Соловецкой археологической экспедицией), «колгуевское» скоп­ление состоит из двух лабиринтов и трех десятков насыпей, комплекс выкладок на м.Кострище Б.Соловецкого острова был разрушен в начале 1930-х годов и восстановлен в виде макета в 1972 году экспедицией А.А.Куратова.
В течение XII—XV веков Соловки посещались представителями трех известных в Прибеломорье по археологическим и документальным материалам этносов: саамов, летописной «корелы» и чуди. Культура средневековых саамов нашла отражение в виде небольших скоплений священных камней — сейдов, обнаруженных на Б. Заяцком и Анзерском островах. От чуди белоглазой и летописной корелы на островах сохранились находки женских бронзовых украшений (шумящих подвесок и шейной гривны) — предположительно, остатки торгового клада, — а также одиночное захоронение «корелянина» под каменной грудой в берестяной «обкладке» с бронзовой фибулой. Культура островов данного времени является неотъемлемой частью древней культуры юго-западного Беломорья и прилегающих к нему территорий. По своему характеру она многогранна и интересна современнику, в некоторых проявлениях остается загадочной до настоящего времени. Одна из категорий первобытных памятников (каменные лабиринты) связывает Соловки не только с приполярным Севером России (Кольский полуостров), но и Фенноскандией (Норвегия, Швеция, Финляндия). В целом, первобытная история и культура Соловков является одной из важнейших составляющих уникального историко-культурного наследия архипелага, складывавшегося на протяжении шести с половиной тысячелетий.
Суровые природные особенности беломорского побережья осложняли раннее заселение островов, в то время как наличие пресноводных озер вместе с морем, изобиловавшим рыбой и морским зверем, привлекали сезонных промысловиков. К концу декабря вокруг крупнейших островов архипелага образуется ледовый припай на 3–4 км, что обусловливает отсутствие регулярного морского сообщения более чем на полгода.
Совершенно новая страница в освоении Соловецкого архипелага начинается в ХV веке, когда в 1429 году монахи Савватий и Герман в поисках уединенного места для жизни с Богом и молитвы, зная об архипелаге с большими островами к северо-востоку от Карельского берега, отправились туда, надеясь на Промысел Божий.
Силами монахов и приезжих работников на протяжении более 400 лет на крупнейших островах архипелага был создан грандиозный комплекс культовых, оборонительных, жилых, хозяйственных, производственных сооружений, существенно преобразована природа. Обитель при поддержке государства становится центром колонизации Беломорского региона, ядром культурного строительства и духовного просвещения.
Собственный монастырский флот соединял обитель с поморскими вотчинами. В монастырских вотчинах воздвигались храмы, при которых создавались своеобразные библиотеки очень дорогих тогда рукописных книг для чтения поселянам. Крестьянские дети учились в обители иконописи, ремеслам, грамоте, церковному пению. Монастырь обеспечивал заказами поморских судостроителей и ремесленников, поддерживал региональную торговлю, содержал промысловый флот. Игумен монастыря фактически становился руководителем обширного региона, монахи-приказчики направляли духовную жизнь и хозяйственную деятельность вотчинных крестьян, контролировали исполнение законов. Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость с гарнизоном и артиллерией.
После революции Соловецкий монастырь был национализирован. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы. В 1920 году на архипелаге были организованы трудовой лагерь «Для заключенных военнопленных гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы» и сов­хоз «Соловки». В 1923 году новым единоличным хозяином архипелага стало Управление Соловецких лагерей особого назначения. С 1939 года начинается «военно-морской» период в освоении архипелага и появляется гражданское население. Монашеская жизнь на архипелаге была возобновлена в 1990 году.
Восстановление целостности и подлинности объекта всемирного наследия одновременно с необходимостью его устойчивого развития в современных реалиях осложняется принципиально сменившейся парадигмой хозяйствования на архипелаге. В период формирования дошедшего до нас ценного культурного ландшафта единственным хозяйствовавшим субъектом являлся Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Сегодня на Соловках пересекаются интересы монашеской общины, жителей, гостей архипелага и органов управления, что требует применения комплексного подхода в работе над территорией.
В ходе миссии ЮНЕСКО в апреле 2018 года была отмечена необходимость разработки мастер-плана для задания «вектора» для сохранения и определения стратегий пространственного развития островов, позволяющего объединить природные, социально-культурные и исторические аспекты, а также обеспечить сохранность атрибутов выдающейся универсальной ценности и подготовить базу для комплексной системы управления, включая меры, направленные на улучшение качества жизни как монашеской общины, так и местного сообщества. В 2020 году силами Фонда по сохранению Соловецкого архипелага одновременно с выполнением работ по сохранению объектов культурного наследия архипелага и улучшению качества жизни монахов и местного населения была начата разработка этого документа.
Методический подход к комплексному сохранению и развитию исторического ландшафта Соловецкого архипелага, примененный в мастер-плане, рассматривает объект всемирного наследия как результат наслоения культурных и природных ценностей территории, сложившийся баланс между антропогенной и природной средой. С учетом различного характера ее использования территория архипелага в рамках работы над мастер-планом была представлена как совокупность взаимосвязанных систем культурного и природного ландшафта архипелага. Результатом работы стали предложения по сохранению и устойчивому развитию атрибутов выдающейся универсальной ценности и их компонентов в виде конкретных планов-графиков в двух уровнях рассмотрения: перспективно-стратегическом (на весь архипелаг на последующие 15 лет) и на уровне первоочередных работ на период до 2027 года.
В увязке с разрабатываемым мастер-­планом Фондом по сохранению Соловецкого архипелага проводятся противоаварийные работы, реставрация, реконструкция, регенерация и реабилитация исторических зданий и сооружений, восстановление монастырского рукотворного ландшафта, в частности, дорог, а также реконструкция и строительство новых инфраструктурных объектов.

Д.Д.Зыбина, Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага