Cемейские забайкалья. Уникальный сплав культурных традиций

Более 250 лет назад в Забайкалье появились первые группы семейских старообрядцев. Благодаря замкнутому образу жизни они смогли сохранить самобытные музыкальную и песенную традиции, а также прикладное творчество, аналогов которым сегодня не существует. Не зря культурное пространство и устное народное творчество семейских Забайкалья попали в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

История

Во второй половине XVII века патриарх Никон провел церковную реформу, подверг ревизии церковные книги и обряды, приведя их в соответствие с греческими. Однако не все верующие приняли нововведения, несогласные с реформами образовали неоднородное религиозное течение, названное старообрядцами. За нежелание принимать новые церковные правила они подвергались гонениям, многие из них бежали на окраины страны и за границу.
Когда в начале царствования Екатерины II встал вопрос о заселении Сибири, большое число старообрядцев из земель, вошедших после первого раздела Речи Посполитой в состав Российской империи, переселялись в Забайкалье. Заселение этого региона происходило на протяжение двух десятилетий в несколько этапов, и к концу XVIII века здесь было уже 30 поселений общей численностью около 40 тысяч человек. Так как переселялись они целыми семья­ми по 15–20 человек, местные жители назвали их «семейские».
Сейчас семейских старообрядцев всего в мире осталось примерно двести тысяч, и около половины из них — забайкальские. Здесь они живут в Бичуре, Мухоршибири, Тарбагатае, Заиграево, Баргузине, Селенгинске, Кяхте, Хоринске и Улан-Удэ. Другая часть семейских обосновалась в Читинской области и на Дальнем Востоке, на Амуре, в Якутии, в Китае (Маньчжурии), в Аргентине, Боливии, Бразилии, Уругвае, США, Канаде, в Новой Зеландии и Австралии.
Прошло несколько столетий, и крепкие духом, трудолюбивые, верные традициям предков семейские стали настоящими сибиряками. Традиции семейских оформлялись постепенно. В их основе — культура средневековой Руси, дополненная особенностями, полученными во времена проживания в польских пределах. Затем в это разнообразие влились детали с востока России, заимствованные у бурят. Посещение семейских сел — все равно что путешествие на машине времени.

Жилище

Забайкальские старообрядческие селения отличались большой протяженностью. В них обычно было несколько улиц, расположенных в 1–2 ряда вдоль рек и речек. Сохранялась традиционная русская застройка крестьянской усадьбы. В комплекс переднего двора входили дом, иногда зимовье, амбар, погреб, навес для телег, саней и другого инвентаря. Вся усадьба огораживалась высоким забором-заплотом, иногда на заднем дворе ставили частокол или изгородь из жердей.
Дома семейских представляли собой большие высокие деревянные избы из толстого теса с двускатными крышами. До окон трудно дотянуться рукой, ворота неприступны и высоки. Стены снаружи покрашены охрой, наличники украшены причудливой резьбой, ставни радуют глаз разными цветами. Здесь сочетаются и северная резьба, и южная роспись, и местная бурятская живопись. Богато украшались резьбой и росписью большие ворота, которые имели двускатный навес или крышу. Такие ворота — показатель зажиточности семьи.
В избах всегда было очень чисто, опрятно и убранство особенное: потолки крашеные, пол застилался коврами-половиками. Красный угол богат иконами. Вправо и влево от божницы шли широкие деревянные лавки. На стене зеркало, по обеим сторонам которого свисали концы «рушника» — полотенца. Стол покрыт домотканой скатертью, на которой всегда стоял ярко начищенный самовар. Мебель в семейских домах отличалась монументальностью, долговечностью и практичностью. Отдельные предметы мебели украшались резьбой, раскрашивались и расписывались минеральными или масляными разноцветными красками.

Одежда

Народный костюм старообрядцев не менее эклектичен, чем вся их культура. В нем сохранились элементы костюма разных регионов России XVII–XVIII веков. А с переселением старообрядцев в Забайкалье в одежде появился еще один, изначально неожиданный, компонент — китайские ткани, они использовались для шитья нарядной одежды. Органично вплелись в костюм мягкая кожаная и суконная бурятская обувь, для шитья зимней одежды использовались меха домашних и диких животных.
Женский наряд состоит из множества элементов: верхняя утепленная одежда (шуба, халат, бекеши), верхняя одежда (сарафан, юбка, рубаха, запон), домотканый пояс (эта деталь есть как в женском, так и в мужском костюме), головные уборы (кички и кокошники), платки и подвязки для обуви.
Особую роль в наряде играли украшения: жемчуг, дутые бусы, живые или искусственные цветы, перья птиц, косник. Особенно любили семейские женщины янтарные бусы. На праздники каждая надевала на шею от трех до восьми связок таких бус.
Мужская одежда не отличалась от одежды всего русского населения России. Это были рубахи-косоворотки, штаны, домотканый пояс, зипуны, тулупы. Мужчины носили круглые войлочные шапки или шерстяные фуражки. Детская одежда повторяла одежду взрослых.

Фольклорные традиции

Главным богатством семейских Забайкалья является уникальный распев или крюковое пение, аналогов которому нет во всем мире. Оно получило свое название от особых нотных знаков — «знамен» («крюков»). Основой послужил церковный распев, принятый до раскола. Со временем в той же манере стали исполнять и бытовые песни. Распев этот столь сложен и необычен, что его пристально изучают в высших учебных музыкальных заведениях не только России, но и в мире. Не каждый может сразу понять и оценить настоящую красоту древнего пения.
Владение распевом всегда считалось необычайно почетным. Существовали школы для мальчиков, в которых кто-нибудь из местных образованных певцов за год обучал 10–20 учеников церковной грамоте и пению. Нетрудно подсчитать, что за десятилетие одно село получало 100–200 профессиональных церковных певчих. В семейском обществе даже возник феномен певческих артелей, семейных или соседских.
Очень близко к семейскому пению искусство духовной поэзии семейских. Духовные стихи, исторические, поучительные и лирические исполнялись старообрядцами с большим мастерством. Стихи заучивали наизусть со слуха. В духовных стихах часто цитировалось Евангелие, в нравоучительной форме напоминалось о покаянии, о вечных мучениях за грехи людские.
В фольколоре семейских присутсвуют и другие жанры — обрядовая и календарно-обрядовая поэзия, лирические песни, несказочная проза, заговоры, похоронная причеть, загадки, поговорки, пословицы, частушки.
В каждом селе, где живут старообрядцы, есть фольклорные коллективы и народные хоры. Самые известные из них сегодня — Забайкальский семейский народный хор «Истоки», Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка», Большекуналейский семейский народный хор, Тарбагатайский семейский народный хор «Былина».

М.О.Скворцова