Нота славы. К 160-летию со дня основания Санкт‑Петербургской консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова

Не все студенты Санкт-Петербургской консерватории становятся знаменитыми, но число звезд среди ее выпускников поражает. Возможно, все дело в том, что старейший музыкальный вуз России с момента своего создания задал высочайшие стандарты обучения и ни разу не отступал от них за все 160 лет своей истории.

Первые аккорды

Санкт-Петербургская консерватория открылась 20 сентября 1862 года. Тогда она еще не носила имя Римского-Корсакова и не находилась в знаменитом здании на Театральной площади Санкт-Петербурга. Да и студентов было всего 179. Но с самого начала главному инициатору создания высшего учебного заведения для музыкантов и его первому директору А.Г.Рубиншейну удалось собрать лучших преподавателей. Очень быстро в консерватории сложились музыкально-педагогические школы: композиции — Н.А.Римского-Корсакова, пианизма — Ф.О.Лешетицкого и А.Н.Есипо­вой, скрипки — Л.С.Ауэра, виолончели — К.Ю.Давы­дова и А.В.Вержбиловича, пения — Г.Ниссен-Саломан и К.Эверарди. Через класс композитора Римского-Корсакова с 1871 по 1908 год прошло почти 200 учеников, а по его «Практическому учебнику гармонии» учились целые поколения музыкантов. Попасть в класс А.Н.Есиповой мечтали все молодые пианисты. Анна Николаевна была не только мировой звездой, но и замечательным педагогом. Для обучения своих студентов она придумала оригинальный способ: когда ученик играл на рояле для тренировки пальцев, она укладывала ему на тыльную сторону ладони серебряную монету, и, если во время игры монета не падала, Есипова дарила ее студенту.
В 1896 году консерватория переехала в здание бывшего Большого театра на Театральной площади, перестроенное специально для музыкального вуза. Еще более заметные перемены консерватория пережила в XX веке: в 1918 году она стала государственным учреждением, а в 1925 году получила четкую факультетскую структуру, причем в ней появился музыковедческий факультет для изучения истории и теории музыки. В 1934 году при консерватории открылось музыкальное училище, а в 1936-м — средняя специальная музыкальная школа, знаменитая «Десятилетка». С 1944 года консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова, и сейчас это одно из самых известных учебных заведений, где готовят композиторов, музыкантов, вокалистов и театральных режиссеров.

Имя музыки

Сегодня в консерватории Санкт-Петербурга на 6 факультетах и 29 кафедрах обучаются более 1000 студентов. Конечно, на вершину славы судьба возносит не всех, но каждый студент получает достойную практическую подготовку и глубокое знание музыкальной теории. Петербургская консерватория — единственное в стране музыкальное образовательное учреждение, где есть собственный театр. Таким образом, студенты еще во время обучения приобретают необходимый опыт выступлений. На качество образования влияют и многолетние связи с оркестрами Мариинского и Михайловского театров, а также с филармонией Санкт-Петербурга.
В то же время есть что-то необъяснимое в том, какое число гениев училось в консерватории Петербурга. Так, среди студентов первого набора был П.И.Чайковский. Интересно, что в ту пору Чайковский служил в Министерстве юстиции, а музыкой занимался в частном порядке, причем его репетитор считал, что музыкального таланта у Петра Ильича нет, да и начинать карьеру в 21 год уже поздно. Однако композитор окончил консерваторию с большой серебряной медалью — высшей наградой в те годы. В 1904 году в консерваторию поступил С.С.Прокофьев — создатель собственного новаторского музыкального стиля. В 1919 году студентом консерватории стал Д.Д.Шостакович. Позднее Шостакович вел здесь класс композиции, причем его преподавание выпало на тяжелые годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и блокады Ленинграда. Композитор служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы на крыше консерватории. Во время этих дежурств Шостакович написал свою знаменитую «Ленинградскую» симфонию. Она стала известна всему миру, американский журнал Time вышел с Шостаковичем на обложке: композитор был изображен в пожарной каске, а подпись гласила: «Пожарный Шостакович. Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы».
Знаменитая скрипичная школа Л.С.Ауэра дала миру таких потрясающих исполнителей, как Яша Хейфец, М.С.Эльман и Е.А.Цимбалист. Причем эти скрипачи-­виртуозы стали еще и прекрасными преподавателями, передавая опыт своего петербургского учителя молодым людям по всему земному шару.
Консерватория выпустила немало известных дирижеров. Во многом это заслуга замечательного преподавателя И.А.Мусина, который фактически превратил дирижерство в науку с четкими правилами и законами. Знаменитые ученики Мусина — художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, Артист ЮНЕСКО во имя мира В.А.Гергиев, главный дирижер Большого театра в 2010–2013 годах В.С.Синайский, дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Ю.Х.Темирканов.
Вокально-режиссерский факультет прославили звезды оперного искусства Е.В.Образцова и В.А.Атлантов. Елена Образцова стала солисткой Большого театра в тот же год, когда окончила консерваторию. За свою долгую карьеру она спела сотни партий, но самый удивительный факт заключается в том, что в 1975 году русскую певицу в Испании признали лучшей исполнительницей Кармен. Владимира Атлантова считают одним из ведущих теноров мира наряду с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом. Интересно, что Атлантов всю жизнь хранил благодарность своему консерваторскому учителю оперному режиссеру А.Н.Кирееву: «Это был громадный учитель, он научил меня естественности, неутомляемости в выражении чувств, преподал уроки настоящей сценической культуры».
Среди пианистов — выпускников консерватории нельзя не упомянуть Г.Л.Соколова. Хотя Соколов поступил в консерваторию практически готовым музыкантом — да еще каким (в 9-м классе школьник Гриша Соколов сенсационно победил на третьем Международном конкурсе имени П.И.Чайковского!), обучение в классе профессора М.Я.Хальфина позволило ему отшлифовать исполнительскую технику и характер. Сегодня критики ставят Г.Л.Соколова в один ряд с С.В.Рахманиновым и В.С.Горовицем и восхищаются его умением соединять в игре европейскую упорядоченность со славянской эмоциональностью.
Если пройти по коридорам Петербургской консерватории сегодня, можно увидеть множество объявлений на стенах: тут поздравляют очередного победителя международного конкурса, там отмечают успех студенческого театра. А это значит, что консерватория по-прежнему притягивает молодые таланты и превращает их в мировые звезды.
Т.Ю.Борисова