100 лет Театру Маяковского От «Ночи» Мейерхольда к «Историям» Перегудова

Сто лет назад — 29 октября 1922 года — Театр Революции представил свой первый спектакль «Ночь» по пьесе М. Мартине. С тех пор он сменил немало названий — от Московского театра драмы до Театра имени Вл. Маяковского — и стал одним из самых старых и прославленных в Москве и России. Нынешний юбилей — отличный повод вспомнить историю театра, в которую вписан не один десяток фамилий известных актеров, режиссеров и, конечно же, художественных руководителей.

Мейерхольд

В.Э.Мейерхольд

Биография современного Театра им. Вл.Маяковского начинается с 1922 года, когда в здание на Большой Никитской въехал ново­образованный Театр Революции. Коллектив одного из первых советских драматических театров состоял из артистов нескольких расформированных трупп, объединить которые предстояло их художественному руководителю — Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду. Уже известный к тому времени режиссер провозгласил в Театре Революции культуру тела и ввел для актеров новые дисциплины: сценическое движение и биомеханику. Во время спектаклей артистам приходилось взбираться по многоэтажным конструкциям и станкам. Постановки Мейерхольда положили начало движению театрального конструктивизма, приближавшего искусство к производству и выдвигавшего на передний план принцип полезности и экономичности как в оформлении спектакля, так и в актерской игре. Самыми известными постановками того периода стали «Доходное место» и «Озеро Люль». В 1924 году Мейерхольд покинул театр, оставив его без руководства. Какое-то время, сменяя друг друга, спектакли ставили ученики Всеволода Эмильевича.

Попов

А.Д.Попов.

В 1930 году, когда сильной труппе театра не хватало лидера, на пост художественного руководителя был назначен Алексей Дмитриевич Попов. Ему удалось покорить не только зрителя, но и актеров своей скрупулезностью и подходом к делу. Попов привнес в театр новый тип современного актера-мыслителя, которого побуждает к творчеству «волнение от мысли». При подготовке своей первой постановки, «Поэмы о топоре» Погодина, для вдохновения и сбора фактуры Театр Революции даже ездил в город Златоуст, где и происходит действие пьесы. Одной из самых впечатляющих работ Попова была трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта». В 1935 году он покинул Театр Революции и стал худруком Центрального театра Красной армии.

Охлопков

Н.П.Охлопков.

После ухода Попова в театре снова началась неразбериха: постоянная смена руководства, эвакуация в Ташкент, реорганизация и переименование театра в Московский театр драмы. В 1943 году в театр пришел ученик Мейерхольда Николай Павлович Охлопков и проработал здесь до самой смерти в 1967 году. Принято считать, что именно с его художественного руководства у театра начался период возрождения и появился свой почерк. Основным вектором Охлопкова было новаторство: по его инициативе для спектакля «Лодочница» на сцене был возведен водоем, по которому актриса плыла на лодке, а в спектакле «Иркутская история» был задействован настоящий экскаватор. Вершиной творчества легендарного постановщика считался «Гамлет» Шекспира. Большой любовью публики также пользовались такие спектакли того времени, как «Молодая гвардия», «Мать», «Гроза», «Клоп», «Аристократы» и «Мамаша Кураж».
В 1954 году театр получает имя известного советского поэта, драматурга, режиссера и художника Владимира Маяковского, а в 1964 году становится академическим.

Гончаров

А.А.Гончаров.

После смерти Охлопкова художественным руководителем театра становится Андрей Александрович Гончаров. Он работал в театре более 30 лет, и это время по праву считается величайшим в истории «Маяковки». Гончаров был гениальным, но очень требовательным режиссером, при упоминании о нем чаще всего использовали эпитет «неистовый». Он мог повысить голос на артиста, обидеть его, довести до слез, а главное, не отставал, пока не получал должного результата. Его шедевр, «Трамвай “Желание”», который шел на ура в театре 24 года, перед премьерой репетировали невообразимо долго — два года. Он собрал звездную труппу и создал выдающийся репертуар. Под руководством Гончарова на сцене собирали аншлаги постановки «Человек из Ламанчи», «Бег», «Кошка на раскаленной крыше», «Беседы с Сократом», «Чайка» и другие.

Арцибашев

С.Н.Арцибашев.

В 2002 году в Театр им. Вл.Маяковского приходит новый художественный руководитель — Сергей Николаевич Арцибашев. При нем впервые на сцене были представлены оба тома «Мертвых душ» Гоголя: хрестоматийный первый и считающийся утраченным второй. Также впервые для «Маяковки» художественный руководитель не только поставил спектакль, но и сыграл в нем главную роль — Павла Ивановича Чичикова в «Мертвых душах». Самые известные постановки Арцибашева: «Женитьба», «Карамазовы» и, конечно же, «Мертвые души».

Карбаускис

М.Карбаускис.

С 2011 по 2022 годы театром руководил Миндаугас Карбаускис. Его отмечают как тонкого и интеллектуального режиссера.

Приход нового художественного руководителя ознаменовался мощным успехом спектакля «Таланты и поклонники». Целый ряд работ Карбаускис поставил по пьесам своего соотечественника — литовца Марюса Ивашкявичюса: «Кант», «Русский роман» и «Изгнание». Одной из последних премьер Карбаускиса в «Маяковке» стал спектакль «Семейный альбом» по антифашистской пьесе Томаса Бернхарда о бывшем заместителе коменданта концлагеря.

Перегудов

Е.М.Перегудов.

Свой столетний юбилей театр встречает с новым художественным руководителем — Егором Михаиловичем Перегудовым. 29 октября, в день рождения «Маяковки», на Большой сцене он представил свою первую премьеру — спектакль «Истории», в котором ведущие народные и заслуженные артисты театра поделились любимыми текстами из русской классики.

М.О.Скворцова