Большому джазу — большая сцена. В Большом театре громко отметили 100-летие российского джаза

1 октября, в день столетия российского джаза, эта музыка впервые прозвучала в главном театре страны. Фонд Игоря Бутмана при поддержке Фонда культурных инициатив и Минкультуры собрал со всей России лучшее и разное: молодежь и ветеранов, симфоджаз и электронику, новейшее и испытанное.

Первым на сцену вышел оркестр имени Олега Лундстрема — он лишь на 10 лет моложе отечественного джаза. В 1932 году 18-летний сын русских эмигрантов купил в харбинском магазине пластинку Дюка Эллингтона и вскоре собрал друзей в джаз-оркестр «Зеленый крокодил». Оркестр Лундстрема за 80 лет существования, пережив все культурные эпохи, воспитав в своих рядах знаменитых музыкантов от Аиды Ведищевой и Валерия Ободзинского до того же Игоря Бутмана, выпустил на сцену Большого нынешнюю кинозвезду Аню Чиповскую. Показавшую, что ее голоса и таланта хватает и на то, чтобы спеть хит Эллы Фицджеральд The man I love.
Аплодисменты посреди спектакля — оперного или балетного — не приняты. Но в этот вечер исторический зал театра дрожал от нескончаемых оваций: в джазе аплодируют музыкантам прямо по ходу пьесы. И было чему! Как удержаться, когда звучит скрипичное пиццикато Давида Голощекина?! Основатель питерской Академии джаза профессор педагогического университета имени Герцена, он и в свои 78 рвется подчинить все инструменты родному жанру. Джаз он играет, кроме скрипки, также на арфе, контрабасе, вибрафоне, органе Хаммонда… Солистка «Уральского диксиленда» Кристина Рыжковская начала петь Bourbon Street Blues … в громкоговоритель. А потом ее контральто зазвучало в полную силу.
Алексея Козлова, стоило ему выйти на сцену, встретили долгой овацией. Великий саксофонист, впервые выступивший на Тартуском фестивале в 1960 году, продемонстировал, что вместе со своей группой «Арсенал» может исполнить все, от джаз-­рока до брейк-данса. В этот вечер он негромко, задушевно сыграл в дуэте с роялем вариации на тему «Половецких плясок» Бородина.
«Джаз занимает в нашей стране все больше музыкального и человеческого пространства, — заметил Игорь Бутман. — Его изучают в школах и музучилищах, по всей стране проходит огромное количество фестивалей, а в зале и на сценах я сегодня вижу молодых красивых людей, и играют эти ребята на голову выше меня, когда я был в их возрасте».
В финале концерта под аккомпанемент бутмановского Московского джазового оркестра в дружеское соревнование импровизаторов вступило трио в составе незрячего пианиста и певца Олега Аккуратова, спевшего быстрый скэт (речитатив, в котором нет слов, есть только отдельные слоги и звуки), самого Бутмана и молодого саксофониста его оркестра Олега Чекурова. Конечно, победила дружба.
Концертом в Большом театре торжества к юбилею российского джаза не ограничиваются. 15 октября в столичном кинотеатре «Художественный» прошла премьера документального фильма «Джаз 100», в декабре выйдет книга с тем же названием. Кроме того, в 18 российских регионах от Калининграда до Южно-Сахалинска пройдут гала-концерты джаза. И, наконец, возможно, скоро в Москве появится и улица под названием Джазовый проезд.

Андрей Васянин, «Российская газета»