Царская забава. Сохранение старинной традиции в XXI веке

Соколиная охота — старейшее развлечение человека — в наши дни не перестает привлекать широкое внимание. Одним из мест в России, где сегодня активно популяризируют знания о соколиной охоте, является музей‑заповедник «Коломенское».

Практика совместной охоты человека и хищных птиц насчитывает свыше 4000 лет. Сложно говорить о ее отправной точке, которую до сих пор определить так никому и не удалось. Историки обладают лишь несколькими материальными памятниками, старейшие из которых относятся к XIII–VI векам до н.э., и письменным упоминанием об индийской традиции охоты с орлами, сделанным греческим врачом и историком V века до н.э. Ктесием Книдским.
Что же касается российской истории, существует версия, что первый на Руси соколиный двор построил в Киеве князь Олег. Принято также считать, что этот вид охоты пришел от южных кочевых народов. Многие князья любили и практиковали соколиную охоту, а ловчие птицы упоминаются в древнейших правовых актах («Русской Правде») и в литературных произведениях («Поучении» Владимира Мономаха, «Слове о полку Игореве»). Сюжеты, связанные с соколиной охотой, также отражены во фресках собора Святой Софии в Киеве. При установлении дипломатических отношений с другими странами начиная с XIV века московские правители наделили ловчих птиц статусом дипломатических подарков и в то же время включали пункты о поставке птиц в международные договоры.
Настоящим поборником соколиной охоты был второй царь династии Романовых — Алексей Михайлович. Заметки о ловчих птицах составляют весомую часть документальных источников этого периода. Особенно ярко эта тема отражена в переписке царя со стольником Афанасием Матюшкиным, в чьем ведении находилась царская охота. Самим царем, вероятно, был написан особый регламент «Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути» — устав сокольника и описание церемонии перевода рядового сокольника в начальные. По сути, этот документ — единственная в нашей истории попытка регламентировать соколиную охоту.
Первое упоминание о Коломенской кречатне относится к 11 июля 1650 года. В письме к стольнику Матюшкину царь велит купить сушило, как на Семеновском потешном дворе, и поставить его в Коломенском. К слову, во время правления Алексея Михайловича в древней вотчине московских князей был возведен новый комплекс дворцовых построек, включенных сегодня в памятник истории и культуры федерального значения «Ансамбль усадьбы Коломенское». В комплекс входил также не сохранившийся, но реконструированный в наши дни большой деревянный дворец, прозванный современниками «восьмым чудом света». Приезжая в Коломенское, царь охотился на заливных лугах противоположного берега Москвы-реки.
Упраздненная при Петре I Коломенская кречатня была восстановлена в наши дни.
Соколиный двор музея-заповедника «Коломенское», открытый в 2000-е годы, включает в себя Дом сокольника (реконструкция коломенского крестьянского дома XIX века) и сушила для птиц. 16 ноября 2021 года на Соколином дворе открылась новая музейная экспозиция. Она представляет собой художественную реконструкцию комнаты сокольника времен царя Алексея Михайловича. Обстановка воспроизводит интерьер XVII века, а особую тему экспозиции подчеркивают отдельные детали — присады для птиц и шкаф с соколиной амуницией. Важная информационная составляющая — фильм, рассказывающий об истории соколиной охоты и о ее роли в истории человечества. Дополняют экспозицию печные изразцы XVIII–ХIX веков с изображением хищных птиц из фондов музея-заповедника «Коломенское», а также репродукции работ художника-анималиста Вадима Горбатова.
На территории Двора содержатся краснокнижные соколы балобаны, ястреб-тетеревятник, канюк и филин. Хищные птицы являются незаменимыми участниками мероприятий музея-заповедника. В целях популяризации знаний о соколиной охоте и ее роли в истории страны регулярно проводятся экскурсионные и экскурсионно-художественные программы с показом полета ловчих птиц.
Ежегодная традиция музея-­запо­вед­ника — празднование профессиональных праздников: дня Трифона-сокольника (14 февраля) и Всемирного дня соколиной охоты (16 ноября). Связь святого мученика Трифона с соколиной охотой отражена в легенде о Трифоне Патрикееве — сокольнике Ивана Грозного, потерявшем царского сокола и спасенном своим небесным покровителем. В праздновании дня святого Трифона регулярно принимает участие епископ Гурий — настоятель церкви Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском.
Возрождение соколиной охоты в России началось в середине ХХ века. Новый этап ее истории связан с охраной и разведением редких видов хищных птиц, многие из которых занесены в Красную книгу, а также с разработкой методики применения ловчих птиц в качестве биорепеллента, применяемой сегодня в работе орнитологических служб. Важную роль в объединении первых сокольников на рубеже 1960–1970-х годов сыграл Всероссийский институт охраны природы (сейчас ВНИИ Экологии). В 1984 году была создана первая официальная сокольничья организация — Секция охоты с ловчими птицами при Росохотрыболовсоюзе. Сегодня в Российской Федерации есть несколько объединений охотников с ловчими птицами, среди которых Московский клуб сокольников и Союз любителей соколиной охоты и охраны хищных птиц «Русский сокол».
Уникальность многовекового партнерства человека и ловчей птицы стала весомым аргументом для того, чтобы в 2010 году ЮНЕСКО включила соколиную охоту в список нематериального культурного наследия человечества. Профессиональное сообщество российских сокольников ведет многолетнюю работу по признанию этого вида охоты нематериальным культурным наследием Российской Федерации, а 25 марта 2022 года соколиная охота была включена в каталог объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан.

Д.В.Мельниченко, «Архитектурно‑этнографический комплекс» музея-заповедника «Коломенское»
С.В.Ярцев, «Коломенская кречатня»