Традиционная русская свадьба Заонежья

Заонежье — полуостров и прилегающие к нему острова в северной части Онежского озера. Жители этого края ведут свое происхождение от новгородцев, переселявшихся на север с начала второго тысячелетия. До славян население полуострова было прибалтийско-­финским. Следы этнокультурных контактов в языке и фольклоре заонежан остались до сих пор. Именно здесь сохранился русский эпос в его классическом виде, были записаны причитания, песни, сказки, вошедшие в отечественные собрания русского фольклора. Особого внимания ученых удостоился сложный, многоэтапный свадебный обряд Заонежья.

Свадебное время

В Заонежье большинство свадеб игралось в Великое межговенье. Юношам и девушкам до свадьбы полагалось погулять, участвуя в молодежных «бесёдах».
Парень, которому пришла пора жениться, начинал высматривать себе невесту на молодежных вечеринках. Если девушка славилась красотой, умом и «хорошим житьем», парень спешил сосватать ее поскорее. Однако инициатива сватовства исходила от родителей парня после семейного совета. Немаловажную роль при выборе невесты играли богатое приданое и выбор хорошей работницы в семью.
В Заонежье сложилась поговорка: «Свадьба слезами красна». Это говорит о том, что свадебным причитаниям здесь уделялось очень большое внимание. Чем искуснее причитала специально приглашенная свадебная причитальщица, чем больше плакала невеста, тем лучше считалась свадьба.

Сватовство

Войдя в дом, сваты первым делом крестились на иконы и здоровались. Получив согласие главы семьи обсудить дело, сваты старались как можно больше нахвалить жениха, главным образом его достаток. Ценились большое количество скота, добротный дом, а также обстановка, хорошая одежда.
Родители девушки вручали сватам залог: праздничный сарафан дочери, шелковый платок или другие вещи, договаривались о сроках свадьбы.
Удачливые сваты ехали обратной дорогой под звон поддужных колокольчиков. Этот звон давал знать каждому, кто его слышал: сваты едут, сосватали невесту!

Рукобитье (просватовство)

В назначенный день жениха и его родню встречали в доме невесты. После общей молитвы родственники «били по рукам»: отцы обменивались рукопожатиями, обернув ладони полами одежды, чтобы будущие супруги жили зажиточно. За отцами каждый родственник невесты проделывал то же самое с каждым родственником жениха.

Специально для рукобитья готовили обрядовые тонкие пироги-«сканцы» в форме полумесяца. Жених и невеста, надкусив «сканцы», бросали их в толпу девушек. Те наперебой ловили пироги, так как считалось, что первая из поймавших скорее других выйдет замуж.

Второе обрядовое блюдо — яичница-глазунья из большого количества яиц. Жених ложкой разгребал в середине дыру до дна и клал туда деньги, считавшиеся символическим выкупом за будущую жену. Девушки норовили украсть эту яичницу со стола и съесть ее, чтобы скорее выйти замуж.
После завершения застолья невеста повязывала жениху под воротник белую шелковую косынку, чтобы тот носил ее до самого дня свадьбы.

Свадебный день

Свадебный день начинался с приезда жениха с друзьями и близкими к дому невесты. Обычно кто-то из женатых родственников назначался на роль дружки-вершника. Из родни невесты для разговора с ним заранее выбирали бойкого на язык свадебного старосту. Он должен был как можно дольше вести переговоры, оттягивая момент приема жениха. После шутливых переговоров гостей приглашали в дом.

Для гостей накрывали первый стол — «чай». Но друзья жениха отказывались угощаться, пока не приведут невесту. Невесте накидывали на голову шелковый платок. Девушки брали ее под руки с обеих сторон, запевали песню и вели к столу, где она садилась рядом с женихом на подушку. Подружки и женщины начинали петь величальные песни. Первыми величали жениха и невесту. Посидев за столом, гости выходили танцевать.

Затем подавали горячие блюда. Это был второй стол — «обед». В соседней комнате шли приготовления к вручению подарков родне жениха. Невесте накидывали на голову большой платок, скрывавший лицо, и самым медленным шагом под песню вели к гостям. Когда песня заканчивалась, следовал обход гостей с рюмками и вручением подарков от невесты.

Расставание невесты с волей — кульминационный момент свадьбы. Еще до приезда жениха девушки заплетали невесте косу, к концу которой подвязывали несколько широких лент. Эти ленты и выполняли функции «воли» — ритуального предмета.

Невеста должна была сопротивляться расплетанию косы. Брат распутывал ленту, разжимал ее пальцы и расплетал косу. Невестиными лентами он хлестал девушек, чтобы они скорее вышли замуж.

Крестная, тетки и другие родственницы начинали одевать невесту к венцу. В традиционный свадебный наряд невесты входили: сорочка с пышными рукавами, штофный сарафан, парчовая или штоф­ная душегрея, большой шелковый платок с кистями. Головным убором была корона из жемчуга и бисера с вставками из разноцветных граненых стекол. Она надевалась на голову вместе с жемчужной поднизью-«сеткой». На шее — жемчужные бусы из множества нитей, в ушах — серьги из речного жемчуга. На запястьях — серебряные браслеты, на пальцах — серебряные или золотые кольца и перстни.

Перед отъездом в церковь с простенка снимали икону, под которой сидели жених и невеста. Ее заворачивали в свадебное полотенце. Этой иконой родители благословляли жениха и невесту перед венчанием.

Жених и невеста ехали в церковь в отдельных повозках. По пути следования поезда дети и взрослые жгли огни — «маяки» и приветствовали молодых криками «ура!» Участники свадебной процессии бросали на ходу мелкие деньги.

Выйдя из церкви, молодой муж брал жену на руки и усаживал в свою повозку. Толпа зрителей приветствовала новобрачных.

Хваление

Празднование бракосочетания в доме у жениха называли «хваленьем». Из избы от самого стола до улицы расстилали домашний холст, молодой муж брал жену на руки и ставил на холст перед родителями. Они благословляли новобрачных хлебом-солью и иконой. Так же как и в свадьбу, в хваление было два стола: сначала чайный стол, потом ужин. За столом гости пели песни и устраи­вали танцы.

Пока гости праздновали, молодую уводили в горницу, свекровь разделяла ей пробором волосы на две стороны, расчесывала и клала на голову 1–5 рублей. Затем скручивали косы в жгут и делали пучок, после чего надевали на голову расшитый золотом повойник или женский головной убор чепец.
Старший дружка стучал по деревянной полке скалкой, призывая всех к порядку, и просил похвалить молодых. Новобрачные вставали и кланялись. По знаку старосты все мужчины кричали изо всей силы: «Хороша молода! Ура!» В этот момент били горшки.

Первую брачную ночь молодые должны были провести в нежилом помещении — на чердаке или в чулане. Крестные матери вели их в приготовленное помещение. Постель оказывалась занятой кем-нибудь из мужчин. Молодая выкупала постель — дарила полотенце. Перед тем как лечь с мужем, молодая должна была разуть его. Серебряный рубль, находившийся в сапоге, молодая оставляла себе.

Послесвадебные обряды

Утром для новобрачных топили баню. После бани молодой расчесывали волосы и надевали на голову бабий чепец.
Снова собирались гости — самые близкие родственники. Крестная выносила на подносе две рюмки, к которым были привязаны красные ленточки. Потом она бросала об пол рядом с молодыми глиняный горшок со словами: «Хороши наши молодые!»

Когда застолье заканчивалось, друзья и родственники молодоженов разъезжались по домам, пригласив на прощание молодых к себе в гости.

А.М. Анхимкова, музей-заповедник «Кижи», ведущий специалист
Д.Н.Князев, автор проекта «Свадьбы народов мира: культурное наследие»
В.П.Кузнецова, научный руководитель и консультант-фольклорист, к.ф.н.