Белорусское золото. Плетение из соломки: традиции и современность

Ремесло тысячелетий

Исследователи считают, что предки белорусов начали использовать солому как материал для плетения на рубеже II–I тысячелетий до н.э. Тогда соломоплетние входило в обряды, связанные с культом хлеба и плодородия. Один из самых древних видов соломоплетения — спиральное плетение. Его технология достаточно проста: пучки соломы укладываются по спирали и соединяются лентами из лианы, корнями хвойных деревьев, льняными или конопляными нитями. Такой прием позволяет сужать или расширять объем изделия, делать сферические емкости. Интересно, что пластичность и золотистый цвет соломки довольно рано стали вызывать ассоциации с золотом, а потому плетение использовалось для создания церковного убранства. Например, в конце XVIII — первой трети XIX века в Белорусском Полесье (Дрогичинский и Кобринский районы Брестской области) сложилась локальная художественная школа по созданию соломенных иконостасов для православных церквей. Сегодня два экземпляра иконостасных соломенных ворот начала XIX века хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь и один — в Гродненском государственном историко-археологическом музее-­заповеднике. Царские врата иконостасов полесских церквей — это образцы соломо­плетения высокой сложности, вершина мастерства соломоплетельщиков Беларуси.

До XIX века в Беларуси были популярны соломенные шляпы. Считается, что плетение шляп — исконное белорусское ремесло, которое развивалось самостоятельно и не подвергалось влиянию европейских традиций. Сегодня соломенные аксессуары и головные уборы по-прежнему используются как элемент национального белорусского костюма на различных праздниках.

Новая жизнь старой традиции

Несмотря на сложные исторические события ХХ века, соломоплетение в Беларуси процветало: соломенные вещи продавались на рынках, они пользовались спросом и у крестьян, и у горожан как оригинальное украшение традиционного интерьера.
В 1960–1980-е годы соломоплетение в Беларуси вышло на новый уровень, а его популярность шагнула за пределы респуб­лики. Это было связано с тем, что соломенные сувениры и декоративно-утилитарные изделия из соломы теперь выпускались масштабно на фабриках художественных промыслов в Бресте, Могилеве, Чечерске. К тому же в этот период работали такие яркие мастера, как Вера Гаврилюк, Таисия Агафоненко, Лариса Лось, Лидия Главацкая, Тамара Павловская, которые расширили приемы выразительности соломоплетения и создали отдельный жанр анималистической скульптуры. Народные мастера трудились при поддержке художественных фондов Белорусской ССР и имели возможность участвовать в выставках на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.

Национальное достояние

Современные мастера-плетельщики умеют превращать соломку в неповторимые шедевры. Из их рук выходят изящные головные уборы: картузы, шляпы-брыли, кокошники. Они делают различную утварь: короба, бочки, корзины, шкатулки. Из соломки плетут игрушки и украшения. Некоторые изделия имеют сакральный смысл, например, «жатвенные венки» или «пауки» — рождественские подвески из соломы.

В XXI веке потенциал соломоплетения как объекта историко-культурного наследия стал очевиден. В 2017 году статус историко-культурной ценности Республики Беларусь получила традиция изготовления соломенных «пауков» в Быховском районе Могилевской области, в 2019 году таким же образом была отмечена традиционная технология спирального плетения в Витебской области.

Всего различают четыре основных вида художественной обработки соломки: спиральное плетение, плетение прямых и объемных плетенок, соломенная пластика (аппликация), конструирование из соломин («пауки»). В художественном соломоплетении используется широкий диапазон технологических приемов. Это применение витых и плоских плетенок, ромбических вставок, жгутиков, косых срезов, различные переплетения плоских соломинок, формирование объемных фигуративных изделий на специальном каркасе, спиральное плетение из соломенных жгутов, стянутых ивовой оплеткой или шпагатом, и иные приемы обработки соломы и формирования изделий, дающие возможность добиваться обилия форм и чрезвычайной декоративности произведений.

В XXI веке белорусское соломоплетние выходит на мировой уровень. В 2020 году Министерство культуры Республики Беларусь совместно с Белорусским университетом культуры и искусств подготовили номинацию «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» для включения в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В марте 2021 года она была представлена Секретариату Конвенции по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Досье Беларуси будет рассмотрено на 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия, которая пройдет в Марокко с 28 ноября по 3 декабря 2022 года.

В случае успеха «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» станет пятым белорусским объектом в Списке всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В нем уже представлены рождественский обряд «Колядные цари» деревни Семежево, торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской в Будславе, весенний обряд «Юрьевский хоровод» в деревне Погост и культура лесного бортничества Беларуси.

Сохранение и развитие соломоплетения — одно из приоритетных направлений деятельности государства по охране культурного наследия. В Беларуси на законодательном уровне регламентирована работа ремесленников и ремесленных объединений, обеспечена защита их прав, и гарантировано получение определенных преференций, включая налоговые льготы и возможности различных поощрений (присуждения звания «Народный мастер» или авторские награды).

Художественные практики соломоплетения являются живой традицией, которая непрерывно обогащается. В стране налажена система обучения ремеслу, передача знаний о технологии обработки материала, преемственность художественных традиций.
По всей стране действует сеть образовательных и культурных учреждений для детей и взрослых, где можно обучиться соломоплетению. Проводятся выставки и фестивали ремесел и народного творчества, в том числе конкурсы по соломоплетению в рамках фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске. Соломоплетение изучается в Белорусском государственном университете культуры и искусства, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, других учебных заведениях страны.

Государственные музеи приобретают произведения мастеров соломоплетения и формируют музейные коллекции. Наиболее значительные коллекции изделий из соломки экспонируются в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном историческом музее Республики Беларусь, Музее древнебелорусской культуры, крупных региональных музеях.

Национальная академия наук Беларуси, кафедры этнологии и фольклора ведущих вузов страны, а также региональные центры фольклора занимаются идентификацией, изучением и продвижением соломоплетения.

Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире. Они являются национальным достоянием Республики Беларусь и одной из самых ярких форм художественной традиции белорусов.

Г. Н.Ходор, консультант управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Республики Беларусь