Созвездие религий

В российской столице живут в соседстве представители многих религий. Храмы и церкви разных конфессий гармонично вписываются в архитектурный облик города. Причем это не дань толерантному XXI веку, а исторически сложившаяся закономерность.

В начале XIV века митрополит Петр перенес резиденцию из Владимира-на-Клязьме в Москву, подальше от угрозы набегов Золотой Орды. С этого момента Москва стала цент­ром православия. Один за другим в пределах города строились православные храмы.

Однако Москва при этом оставалась открытой для всех: здесь оседали мастера-иноземцы, приехавшие по приглашению местных князей, военнопленные, решившие не возвращаться на родину, и просто искатели счастья из разных краев. Общины иноверцев росли, обживались на новой земле и строили свои храмы. Так, первая лютеранская церковь в Москве была построена в 1576 году, первая мечеть в Татарской слободе упоминается в документах 1712 года, а первый католический собор возвели в конце XVII века в эпоху преобразований Петра Великого.

За долгую и непростую историю Москвы храмы разрушались, меняли свое назначение, а порой и полностью исчезали с планов города. Но многонациональный и много­конфессиональный характер российской столицы с веками только укреплялся. Не зря в названиях улиц и районов города до сих пор звучат имена знаменитых иноземцев Франца Лефорта (Лефортово), Якова Брюса (Брюсов переулок), а Большая Татарская улица свидетельствует о тесных связях с Золотой Ордой. Вместе этими названиями храмы и церкви разных конфессий напоминают о том, что Москва — это точка, где сходятся все пути.


Церковь Вознесения Господня в Коломенском
XVI век

При взгляде на белоснежную церковь Вознесения Господня в Коломенском кажется, что она взлетает в небеса. Архитекторы храма именно к такой ассоциации и стремились: он должен был стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа.
Это первый каменный шатровый храм на Руси. Высота шатра — 28 метров, почти половина всего здания. В архитектуре церкви соединились традиции русского и европейского зодчества. Вокруг храма идет двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе Раннего Возрождения, а между пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. Восьмерик в нижней части украшен рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле. С 1994 года церковь Вознесения Господня в Коломенском входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Церковь Живоначальной Троицы в Останкине
XVII век

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине входит в комплекс памятников музея-­усадьбы «Останкино». В облике храма наиболее полно проявился уникальный стиль московской архитектуры XVII века с его затейливыми формами, обилием декора и живописностью силуэта.

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, три входа оформлены в виде нарядных крылец. Широкие карнизы подчеркивают переход от основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объ­единяя колокольню и храм в единую композицию. Особую декоративность храму придают наличники на окнах. Все они имеют сложный, почти «лепной» рисунок, некоторые выполнены в необычной форме звезды или короны.


Евангелический Лютеранский Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла
XIX век

Кафедральный собор Петра и Павла в Москве — главный храм Евангелическо-лютеранской церковной общины в России. Для его постройки лютеранская община в XIX веке выкупила усадьбу дворян Лопухиных в районе Москвы, где издавна селились немецкие военные и купцы. На перестройку усадьбы в церковь деньги выделили король Пруссии Фридрих Вильгельм III и российский император Александр I. С тех пор храм перестраивался еще трижды. После масштабной реставрации 2003–2005 годов собор вернул себе вид 100-летней давности. Здание собора Петра и Павла построено в неоготическом стиле, характерном для большинства лютеранских соборов Европы. Он имеет вытянутую прямоугольную форму, главный вход венчает большой шпиль. Высота здания вместе с ним достигает 62 метров. В обновленном соборе установлен орган XIX века работы немецкого мастера Вильгельма Зауэра.


Католический Собор Непорочного зачатия Девы Марии
начало XX века

Хотя собор Непорочного зачатия Девы Марии был построен в 1901–1911 годах ХХ века, в нем читается сходство со старинными готическими храмами Европы. Правда, в отличие от знаменитого Нотр-­Дама здесь нет ни одной горгульи. А все потому, что власти Москвы дали разрешение на строи­тельство костела с условием — никаких внешних изваяний!

Но, несмотря на это, собор пора­зительно красив. Он построен по строгому плану неоготической трехнефной кресто­видной базилики. Вход обрамлен богато украшенным порталом с архивольтами, над ним — большое окно-роза. Многочисленные башенки и капители украшены изображениями стилизованных листьев. В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов. Колокола приводятся в движение автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора.


Московская соборная мечеть
начало XX века, перестроена в 2011 году

История Московской соборной мечети началась больше ста лет назад, но первоначальное здание было полностью разобрано и перестроено в 2011 году. Обновленный архитектурный комплекс мечети занимает огромную площадь, почти 20 000 м2 (до реконструкции она была менее 1000 м2). Шестиэтажное основное здание украшено несколькими минаретами, башенками и куполами разного размера. Главные минареты напоминают формой Спасскую башню Московского Кремля и башню Сююмбике Казанского кремля. Так архитекторы подчеркнули идею единства русского и татарского народов. Огромный купол мечети покрыт сусальным золотом, а потому он гармонично вписывается в панораму «златоглавой» Москвы. Новая мечеть сохраняет прямую связь со своей предшественницей: фрагменты старых стен встроены в обновленный интерьер, а один из минаретов увенчан полумесяцем, который в свое время украшал старое здание.


Московская Хоральная синагога
конец XIX века

Строительство Хоральной синагоги Москвы началось в 1887 году по проекту архитектора С.С.Эйбушитца. «Хоральная» означает, что богослужения в ней сопровождались пением хора, а не одного кантора (певчего). За счет классического фасада и тре­угольного фронтона синагога напоминает административные здания начала XIX века. В момент постройки реализовать проект полностью не удалось: из-за жалобы обер-прокурора Святейшего синода К.П.Победоносцева был разобран уже готовый купол. Так что законченный вид синагога обрела только в 2001 году.

Сегодня она представляет собой купольную базилику в стиле эклектики и неоклассицизма. Главная черта парадного фасада — мощный портик из восьми колонн. Серебристый купол украшен шестиконечной звездой Давида.


Армянский Кафедральный собор Преображения Господня
конец XX – начало XXI века

Армянских храмов в России больше сотни, но Кафедральный собор Преображения Господня в Москве — строение исключительное. Это самый высокий армянский храм в мире (высота 50 м), самый крупный храм за пределами Армении и, наконец, он является доминантой целого храмового комплекса площадью 11 000 м². Фасады и парапеты храма облицованы туфом розоватого оттенка. Туф можно назвать национальным камнем Армении, из розового туфа построены многие здания Еревана. Стены собора украшены искусной резьбой по камню с народными орнаментами, ба­­рельефными изображениями Иисуса Христа, Богородицы, апостолов, общехристианских и армянских святых, ангелов, птиц. Фронтальная стена со входом представляет собой настоящее каменное кружево, настолько изящно выполнена резьба. В композицию храмового комплекса также входят хачкары — традиционные для Армении каменные стелы с резным изображением креста.


Ступа Просветления при Московском буддийском храме «Тубден Шедублинг»
XXI век

16 сентября 2017 года в Москве состоялось открытие буддийской Ступы Просветления — культового объекта буддийского храмового комплекса «Тубден Шедублинг». Московская Ступа Просветления построена в соответствии с тибетскими архитектурными канонами. Высота Ступы со шпилем составляет 15 метров, а ее архитектура включает в себя следующие элементы: основание (символ омраченного ума), лестницу и купол (начало пути к просветлению), шпиль (состояние Бодхисаттвы) и навершие (состояние Будды). В буддийской традиции Ступа не только архитектурный монумент, но и реликварий. Так, в московскую Ступу Просветления было заложено 20 тонн драгоценных реликвий объемом 30 кубометров: статуэтки, мощи, свитки с трудами тибетских учителей и так далее. Статуя Будды была выполнена на заказ в Дели и покрыта слоем золота.

Т.Ю.Борисова