Триумф в камне. Архитектура петровского барокко

Петр I вошел в историю не только как царь-полководец и реформатор, но и как градостроитель. Грандиозным памятником правлению Петра служит целый архитектурный стиль — петровское барокко.

Портрет эпохи

Петровское барокко (1700–1725) — архитектурное направление в русле более широкого стиля «русское барокко» (1680–1760). Оно напрямую связано с личностью Петра I. Профессиональным архитектором российский император не был, но масштабное строительство первых двух десятилетий XVIII века целиком и полностью подчинялось его воле, вкусам и предпочтениям. В барочном стиле в России строили и до Петра — историки архитектуры выделяют московское барокко 1680–1700 годов. По сравнению с ним петровское барокко выглядит строже, проще и рациональнее. Постройки отличаются строгой симметрией, плоскостным декором без заметных пилястр и карнизов, крышами с ломаными скатами и лаконичными цветовыми решениями — как правило, оштукатуренные стены окрашивались в два контрастных цвета (например, синий и белый, красный и белый). Соединив в себе самые выразительные черты европейской архитектуры, петровское барокко приобрело еще и триумфальную монументальность: новые здания должны были говорить об успешных преобразованиях в политической и социальной жизни, о реализованной идее выхода к морю и громкой победе в Северной войне (1700–1721).

Храм как символ

Едва ли не самая знаковая постройка в стиле петровского барокко — Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Его архитектура идет в разрез с многовековой традицией крестово-купольных и шатровых церквей Руси. Дело в том, что Петру I требовалось представительное высокое здание, чтобы подчеркнуть статус Петербурга как новой столицы и главного города России. Простой прямоугольник собора с плоскими пилястрами и маскаронами херувимов на наличниках примечателен прежде всего колокольней — величественной, многоярусной, покрытой золоченой восьмискатной крышей и увенчанной золоченым шпилем, на котором вместо традиционного креста установлена фигура ангела. С этим шпилем высота Петропавловского собора составляет 122,5 метра. Он оставался самым высоким зданием России до 1952 года, пока его не обогнали сталинские высотки. Интересно, что, закладывая Петропавловский собор, Петр I ориентировался на московского «конкурента» — церковь Архангела Гавриила, построенную по приказу сподвижника Петра — А.Меншикова. Церковь высотой 84 метра имела пять каменных уровней и два деревянных. Верх украшал 30-метровый шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руке. Из-за необычной архитектуры в народе постройку прозвали Меншиковой башней. Церковь была богато украшена лепниной. Историки архитектуры считают ее связующим звеном между московским барокко конца XVII — начала XVIII века и петровской архитектурой Петербурга.

А вот московский храм Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе — это пример настоящего петровского барокко. Строи­тельство велось по личному указу Петра I, есть версия, что даже рисунок будущего храма император выполнил сам. Петропавловский храм в Басманной слободе имеет вертикальную структуру, усиленную шпилем. Архитекторы строго придерживались симметрии: западный притвор и алтарная апсида на втором ярусе одинаковы по объему. Декор фасадов скромен, лепниной была украшена только колокольня. Обликом храм немного похож на европейскую кирху, и это прекрасное напоминание о том, что когда-то Басманная слобода называлась Капитанской, а жили здесь офицеры иноземных полков Петра I.

Дома, дворцы, палаты

В начале XVIII века появляется новая архитектурная единица — дворец. В отличие от палат, в которых русская знать проживала до петровского времени, дворец — строение парадное, он развернут главным фасадом к улице и предназначен для приема гостей и демонстрации статуса своего владельца.

Кикины палаты в Санкт-Петербурге хоть и называются палатами, по сути — настоящий барочный дворец. Сподвижник Петра I А.­Кикин выстроил для себя нарядный дом с треугольным фронтоном, украшенный волютами и плоскими выступами. За участие в заговоре против царя в 1718 году Кикина казнили, а его дворец передали в казну. Еще один сподвижник царя — А.Меншиков — выстроил для себя роскошный дворец на Васильевском острове. Это трехэтажное здание с мансардой было первым каменным строением Петербурга и долгое время оставалось самым роскошным, настолько, что даже свадьба наследника Петра царевича Алексея проходила именно здесь. Современники описывали дворец как построенный «в итальянской манере». И действительно, несмотря на строгую симметричность, дворец Меншикова выглядит очень празднично за счет пилястр с каменными капителями и вычурных фронтонов с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Над парадным входом размещался портик из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор.

К сожалению, от архитектуры Зимнего дворца Петра I сохранилось лишь несколько помещений. Но мы можем судить о вкусах императора по другим постройкам. Летний дворец Петра I построен «на голландский манер». Это почти квадратное в плане здание с четырехскатной крышей, выкрашенной в серый цвет для имитации сланца. Фасады украшены терракотовыми барельефами со сценами сражений Северной войны. В Летнем дворце было всего 14 комнат. Прусский чиновник И.Г.Фоккеродт пишет, что дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». Любовь Петра I к Голландии нашла выражение и в архитектуре дворца Монплезир в Петергофе. Интересно, что Монплезир строился по рисунку самого Петра. Он хотел, чтобы из его окон было видно море и чтобы дворец казался кораб­лем, готовым отплыть в плавание. Барочный принцип симметрии здесь соблюден при помощи центрального корпуса под крышей с ломаными скатами и боковых павильонов со световыми фонариками на кровле. Стены дворца сложены из узкого маломерного кирпича, а швы выделены побелкой.

Новое время — новые решения

Архитекторы в петровскую эпоху применяют не только новые принципы строительства, но и проектируют совершенно новые типы зданий, например здание Двенадцати коллегий (министерств) на Васильевском острове. Это самый крупный памятник петровского барокко, образец гражданской архитектуры XVIII века. Двенадцать одинаковых корпусов выстроены в линию длиной 383 метра, каждый под собственной кровлей с фронтоном. Корпуса соединяются общим коридором и галереей внизу. Так архитектура подчеркивала идею новой власти: все коллегии равны и согласно работают на благо государства. Здесь же, на Васильевском острове, было построено здание — первый в России настоящий музей редкостей и диковин — «Палаты Санкт-Петербургской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры». Два крыла с ровными рядами окон группируются по обеим сторонам от высокой ярусной башни. В башне Кунсткамеры размещалась первая в России астрономическая обсерватория, а потому она была увенчана армиллярной сферой — моделью Солнечной системы. Здание Адмиралтейства на берегу реки Невы хоть и было заложено Петром I, к петровскому барокко не относится: его серьезно перестроили в XIX веке. Но металлический шпиль с корабликом над воротами Адмиралтейства — бесценное наследие петровских времен, еще одна вертикальная доминанта городского пейзажа наряду со шпилем Петропавловского собора. Исследователи предполагают, что прообразом кораблика стал «Ингерманланд» — самый любимый военный корабль Петра I. Пожалуй, главное очарование петровского барокко в этом и состоит: оно донесло до нас в кирпиче и камне мечты, надежды и чаяния людей, строивших Российскую империю в первой половине XVIII века.

М.А.Кошкина