Точка притяжения — Алтай

С VI по III век до н. э. на большой территории Горного Алтая существовала Пазырыкская культура — одна из культур Центральной Азии скифского времени. Пазырыкцы оставили в истории уникальный след: их курганы и наскальные рисунки включены в Предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Секреты вечной мерзлоты

Пазырыкская культура получила свое название по урочищу Пазырык, где в 1929 году археологами были раскопаны курганы племенной знати обитавшего здесь народа. Эти находки уникальны не только в российском, но и в мировом масштабе. Из-за природных условий алтайского высокогорья под каменными насыпями курганов сформировались линзы вечной мерзлоты. В них, как в настоя­щих морозильниках, сохранились ткани, ковры и деревянная утварь — все те «мелочи жизни», которые время разрушает в первую очередь. Например, в одном из курганов был обнаружен ворсовый ковер, изготовленный примерно в IV веке до н. э., — на данный момент это древнейший из сохранившихся ворсовых ковров в мире. Кроме того, в вечной мерзлоте археологи обнаружили хорошо сохранившиеся мумии. Пазырыкская культура — единственная древняя культура на территории России, практиковавшая мумификацию своих мертвых. Зачем кочевники Алтая мумифицировали тела, во что они верили — это остается для нас загадкой. А вот сказать кое-что определенное об их образе жизни все-­таки можно.

Люди своего времени

К середине I тысячелетия до н. э. на огромных пространствах евразийских степей начинается эпоха кочевников. Люди не просто осваивают новую форму хозяйствования — кочевое скотоводство, но и начинают перемещаться на большие расстояния. Границы между племенами как бы стираются, и от Азии до Северного Причерноморья складываются похожие во многих проявлениях культуры. Их объединяют под общим названием «скифский мир». Общность культур кочевников проявляется в сходстве предметов вооружения, конской упряжи и «звериного стиля» в искусстве.

Как и многие представители скифского мира, пазырыкцы вели кочевой образ жизни: зимой перегоняли стада в высокогорья, где меньше снега, а летом спускались в долины с их разнотравь­ем. Исследователи предполагают, что зимой пазырыкцы жили в «стационарных» домах-срубах, а летом перемещались с пастбища на пастбище, перевозя с собой удобные войлочные дома типа юрты. Представители пазырыкской культуры были умелыми ремесленниками: изделия из войлока, кожи и дерева поражают мастерством исполнения и декоративностью. Знатные люди не довольствовались изделиями местных мастеров и покупали дорогие привозные товары. В «царских» курганах обнаружены шелк и бронзовые зеркала из Китая, ковер из Передней Азии, верблюжья шерсть и пряности из Средней Азии.

Пазырыкцы много времени проводили в седле. Об этом можно судить по количеству погребенных в курганах коней в полной упряжи и по сохранившейся одежде: коротким шубам, удобным для верховой езды, и войлочным сапогам-чулкам. В одном из погребений были найдены сапожки с подошвой, расшитой бисером, — явно не для того, чтобы их владелец много ходил по земле. Поскольку пазырыкцы не знали скамей и стульев и сидели на войлоке, такая нарядная подошва была видна всем, стоило скрестить ноги.
В женских погребениях обнаружены сложные парики. Например, парик из кургана Ак-Алаха был изготовлен из войлока, ткани, волос и специальной пластичной массы. Мужчины носили войлочные шлемы с навершием в виде головы птицы или фантастического животного. Для устойчивости внутрь вставлялась деревянная пластина. Интересно, что пазырыкские шлемы — первое вещественное подтверждение слов Геродота, который писал, что скифы носили на головах «высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо».

Лица прошлого

Одним из сюрпризов, которые преподнесли археологам раскопки алтайских курганов, стала принадлежность найденных мумий к разным антропологическим типам. Не меньшее удивление вызывали изображения человека на деревянных подвесках к конской упряжи, войлоке и коврах пазырыкской культуры: среди них встречались и евро­пеоиды, и монголоиды. Сегодня исследователи определяют антропологический тип пазырыкцев как смешанный и считают, что их популяция сформировалась в результате тесных контактов между местным (автохтонным) населением и выходцами с территории современной Средней и Передней Азии, а также отдельными представителями монголоидных народов Восточной Сибири. В этом смысле совершенно невозможно сказать, как выглядел типичный представитель пазырыкской культуры. Пазырыкца пазырыкцем делали не черты лица, а образ жизни, костюм, материальная и духовная культура и, конечно, татуировки.

Непрочитанные письма

Пазырыкские татуировки — одна из причин повышенного внимания к этой культуре. Сюжеты татуировок зооморфные: это копытные или хищные животные, реже птицы или рыбы, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле. Часто изображались мифологические существа, на­пример олень-грифон с копытами и птичьим клювом. Кочевники-скотоводы, как правило, носили шубу на голое тело. В жаркую погоду сброшенная с плеч шуба держалась ремнем на поясе, открывая татуированный торс и руки. «Пазырыкские татуировки — это отражение определенного мира, конкретных мировоззренческих представлений и социальных отношений в обществе древних кочевников, — рассказывает главный научный сотрудник Лаборатории междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая Алтайского государственного университета Алексей Тишкин. — Скифо-сибирский звериный стиль — это, если хотите, оригинальная форма письменности, которой пользовались пазырыкцы».

Те же звериные и фантастические мотивы ученые находят в петроглифах Алтая. Какой смысл вложен в эти рисунки, можно только предполагать. Однако их ценность для человечества непреложна и очевидна. В 2018 году пять культурно-­исторических объектов Республики Алтай были включены в Предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в составе единого объекта «Сокровища пазырыкской культуры». Это Пазырыкские, Туектинские и Катандинские курганы и наскальные рисунки Калбак-Таша и Елангаша.

Богатое историческое наследие Горного Алтая стало одним из поводов для организации в скором будущем первого Международного алтайского форума под рабочим названием «Алтайский вектор евразийской интеграции».

Т.Ю.Борисова