История на кончике пера. Возрождение древнерусской каллиграфии

В самом центре Москвы уже 10 лет работает Школа исторической каллиграфии. Под руководством опытных наставников ученики осваивают искусство писать так, как это делали монахи в скрипториях XI века или писцы эпохи первых Романовых.

Пиши как художник

В переводе с греческого языка «каллиграфия» значит «красивое письмо», однако важна здесь не только красота, но и ритм, и гармония, и соразмерность всех элементов. Недаром одно из поэтичных определений этого искусства звучит так: «Каллиграфия — архитектура без конструкций и материалов». Во многих культурах каллиграфия является чем-то большим, чем письмо. Например, в Японии это средство медитации, в арабских странах правители давали обет сделать копию Корана и для этого осваивали хотя бы азы каллиграфии, а иудеи до сих пор практикуют сакральную каллиграфию — традиционное написание свитков Торы. Огромную роль каллиграфия играет и в истории европейского письма.

В наше время каллиграфия — это изыск, желание написать от руки красиво такие буквы, которые все «нормальные люди» печатают на компьютере. Однако прежде практически любой текст имел важную эстетическую составляющую. В этом смысле предмет изучения в Школе исторической каллиграфии не только красивые рукописи, но и любое историческое письмо, коль скоро в нем отражается развитие системы.

Здесь изучают, как одни типы письма сменяют другие, откуда берутся новые формы букв. Ведь всегда бывало так, что какая­-то форма, изначально просто небрежная из-за слишком быстрого исполнения, постепенно превращалась в часть системы и становилась достоянием «красивого письма» в самом прямом смысле. Собственно, все строчные буквы, формы которых отличаются от прописных, прошли именно такой путь. И в латинском алфавите, и у нас.
Значит, по сути, Школа занимается историей письма, но история эта неразрывно связана с красотой.

От Остромира до Петра Великого

Русская и европейская каллиграфические традиции берут начало от греческого алфавита. В Европе каллиграфия прошла путь от римского капитального письма до современного школьного почерка и граффити в тоннелях подземки; на территории России у каллиграфии были свои этапы развития.

Глаголица — самое первое славянское письмо, разработанное Кириллом и Мефодием в IX веке. Буквы глаголицы настолько причудливы, что сразу понятно: их именно придумали, они не проходили многовековой эволюции под перьями тысяч писцов. Из-за своей сложности (можно даже сказать, непрактичности!) глаголицу уже через 50–100 лет сменил проверенный временем греческий алфавит, в который просто добавили буквы для обозначения специфических славянских фонем. Так появилась кириллица.

Устав — первый кириллический тип письма. Буквы устава четкие, геометрические, без наклона, отстоящие друг от друга на некотором расстоянии. Выглядит устав строго и торжественно. Древнейшая дошедшая до нас датированная восточнославянская рукопись написана именно уставом. Это Остромирово Евангелие (1056–1057 годы).
Младший устав — стиль письма времен татаро-монгольского нашествия. Он очень своеобразный: многие элементы выписываются не одним движением, а двумя. Несмотря на это, младший устав проще по исполнению, чем устав изначальный, и не требует такой высокой писцовой квалификации. Младшим уставом написана знаменитая Киевская Псалтырь 1397 года.


Эволюция письма всегда идет в сторону удобства и ускорения. Если букву можно написать двумя приемами вместо пяти, то именно это в реальности и произойдет. Поэтому, скажем, буква «Ж» XVIII века разительно отличается от своей «прабабушки» XI века.


Полуустав — стиль древнерусской каллиграфии, в котором буквы выписаны мельче и округлее, с большим количеством выносных надстрочных знаков. Это самый «техничный» из древнерусских типов письма. Его можно назвать прекрасным компромиссом между удобством для руки и красотой для глаза. Образцы полуустава — Московское Евангелие 1507 года или знаменитый Лицевой летописный свод Ивана Грозного.

Вязь — тип декоративного письма, который особенно активно использовался в XV–XVII веках. В нем буквы связываются друг с другом в красивый орнамент. Понятно, что на роль книжного письма вязь не подходит, зато в качестве заголовка или украшения страницы — вполне!

Скоропись — так писали примерно с XV века до Петра Великого и дольше, почти весь XVIII век. Этот стиль каллиграфии национально специфичен: писать скорописью латинские буквы практически невозможно. Скоропись очень экспрессивна благодаря лихим длинным росчеркам и использованию лигатур, когда две буквы как бы срастаются в одно целое. Самые характерные образцы развитой русской скорописи относятся уже к XVII веку — времени, когда книги чаще печатаются в типографиях, чем пишутся от руки. Поэтому основной «каллиграфической ареной» в это время становится не книгописная мастерская, а канцелярия. Большинство примеров скорописи — это разного рода деловые бумаги.


Сколько букв — столько историй. И в этих историях случаются невероятные повороты сюжета! Например, русская печатная заглавная буква «Д» сохранила сходство со своей «прародительницей» — греческой буквой «дельта». А заглавная рукописная «Д» по мере развития письма подстроилась под форму латинской рукописной D.


Вперед в прошлое!

Сегодня каллиграфия переживает взлет популярности. Каллиграфические надписи мы видим в наружной рекламе, на открытках и приглашениях, на логотипах и даже в меню. Правда, Школа исторической каллиграфии не ставит своей целью подготовку художников-практиков. На своих обучающих курсах основатели школы Андрей Санников и Юрий Ковердяев скорее дают понимание основ. Ученики начинают иначе смотреть на современные буквы, когда узнают их «биографию». Не зря обучение в школе идет в хронологическом порядке от устава к скорописи, хотя технически устав сложнее других видов древнерусской каллиграфии и начинать с него вроде бы нелогично.

Занятия проходят в старинных палатах Аверкия Кириллова — памятнике архитектуры XVII века. Попробовать себя в роли средневекового писца приходят люди самых разных профессий: учителя русского языка, ювелиры, юристы, дизайнеры и даже священники. Так, буквально пропуская историю сквозь собственные пальцы, основатели и гости Школы древнерусской каллиграфии делают все, чтобы искусство старинного письма не потерялось в веках.

Т.Ю.Борисова