Русь мастеровая

Одним из основных тематических направлений Года культурного наследия народов России является сохранение, популяризация и развитие народных ремесел и декоративно-прикладного искусства.

Дом Поленова — хранитель традиций

Большую роль в развитии народных ремесел играет Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д.Поленова — федеральный методический центр в сфере народного творчества.

Ежегодно в регионах проходят десятки всероссийских и межрегиональных фестивалей, конкурсов декоративно-прикладного искусства, в которых принимают участие мастера-ремесленники и художники-любители. Это самый массовый и эффективный инструмент развития национальных ремесел народов России.

Проекты Поленовского дома охватывают все многообразие видов художественного творчества, создавая богатую палитру событий, среди которых Всероссийский фестиваль декоративного искусства «Лоскутная мозаика России», с 1997 года проходящий в текстильной столице России — городе Иванове. Также с 1997 года в Твери проходит Всероссийская выставка «Гончары России» — крупнейший съезд народных мастеров, художников-керамистов, занимающихся гончарством и глиняной игрушкой. Эти и другие проекты объединяют ежегодно более 1500 талантливых народных умельцев, а также десятки тысяч зрителей, которые с удовольствием участвуют в выставках, мастер-показах и работе мастерских.

Активно развивается выставочное движение. Народная галерея ГРДНТ им. В.Д.По­ленова организует стационарные и передвижные выставки, представляя уникальные работы по всей стране. Так, в 2020–2021 годах в экспозицию Всероссийской выставки «Кукла в традиционном костюме» вошли 340 произведений из 58 регионов.

Русь мастеровая

Флагманом фестивального движения в области декоративно-прикладного искусства является Всероссийский конкурс «Русь мастеровая», который в этом году состоялся в 13-й раз.

Ремесленной столицей нашей страны в 2022 году стал Курск. Здесь с 10 по 12 июня встретились народные умельцы из 28 регионов страны.

Конкурс состоит из нескольких этапов. Первый — отборочный, начинается еще на уровне муниципалитетов и потом в областях и республиках, где выбирают лучших мастеров, которые смогут достойно представить свой регион. В этом году получено 130 заявок, из которых эксперты определили 60 финалистов.


Первые конкурсы народных мастеров в России стали проходить с 2001 года, в том числе и в отдельных номинациях: по гончарству в Вологде, по резьбе и росписи по дереву — в Нижегородской области. Идея соревнований по различным направлениям одновременно на одной площадке была реализована также в региональных конкурсах в Пскове, Тихвине, Чебоксарах, Иркутске, Челябинске и в других городах России.


Второй этап — открытое соревнование в режиме реального времени: за 8 часов участнику необходимо сделать совершенно новое изделие. Каждый из конкурсантов выступает здесь как хранитель локальной ремесленной традиции региона.

Задание усложняется темой, которая сообщается незадолго до конкурса. «Сила традиций народов России» — этот слоган определил направление работы в 2022 году.
Рассказывает Ольга Васильева из Пскова — победитель в номинации «Ткачество поясов»:
«В моем поясе все узоры переплетены друг с другом, переходят один в другой — эта идея пришла сразу после объявления темы. Я начала пояс узором моей Псковщины. Это западный щит России. Далее идут орнаменты Мурманской, Архангельской, Вологодской области, Республики Коми, Смоленска, Нижнего Новгорода, Костромы, Алтая, Забайкалья».

Ирина Доля из Липецка — победитель в номинации «Лоскутное шитье»: «Сила традиций народов России в том, что традиция, как нитка в нашей традиционной тамбурной вышивке, непрерывно связывает прошлое через настоящее с будущим».

Конкурс проходил в 12 номинациях «Гончарство», «Глиняная игрушка», «Роспись по дереву», «Береста», «Художественная обработка бересты», «Ткачество поясов», «Художественный войлок», «Печать по ткани» и т.п. Самая многочисленная по составу участников категория — «Текстильная кукла». Оценивали мастерство члены жюри — эксперты в области декоративно-прикладного искусства, искусствоведы.

Юлия Привалова из Нижегородской области — победитель в номинации «Роспись по дереву»:
«Для своей работы я выбрала традиционную полховско-майданскую форму и рассказала об этом сказку. Полховско-майданская роспись — это семейный промысел: мужики токарили, бабы красили. Он технологически непростой. Прежде чем расписывать деревянные заготовки, необходимо загрунтовать и накрахмалить изделие 3 раза. На это уходит почти неделя. На загрунтованную основу пером наносится наводка (будущий рисунок). Далее идет роспись анилиновыми красителями, затем этап разживки (штриховка) и лакировки».

Победителями 2022 года стали 12 умельцев, среди них белгородский резчик по дереву Юрий Безуглов.

«В начале процесса я придаю форму заготовке из цельного куска дерева, делаю и ровняю донышко, чтобы ковш стоял ровно, затем провожу осевую линию и намечаю контуры. Ковш должен иметь объемную, ладьевидную форму. После проведения грубой обработки остается довести форму до определенного состояния и потом наносить на изделие орнамент — геометрическую резьбу и солярную символику. Во время отделочной работы покрываю ковш морилкой и маслом. Как и наши предки, использую в оформлении посуды буквицу, которая гармонично вписывается в геометрический орнамент», — комментирует процесс создания изделия Юрий Васильевич.

Работы мастера находятся в собраниях многих коллекционеров, а знаменитый ковш-скопкарь «Утица» хранится в фондах Белгородского музея народной культуры.
Сегодня «Русь мастеровая» — это масштабное фестивальное движение, дающее стимул для развития творчества народных умельцев из самых отдаленных уголков России. В рамках бренда реализуется сразу несколько конкурсных и выставочных проектов.

С 2021 года проходит виртуальная «Русь мастеровая», расширившая географию и перечень номинаций. Теперь в нем могут участвовать жители самых отдаленных городов и сел, которые не всегда имеют возможность приехать на очные конкурсы.

Региональные проекты

Есть и большое семейство региональных проектов: «Дальний Восток мастеровой», «Урал мастеровой» и др. Их цель не только в оценке мастерства, но и в формировании профессионального сообщества, объединении и продвижении новых идей и методик. Только в 2021 году мероприятия под брендом «Русь мастеровая» объединили более 300 мастеров со всей страны.

В рамках Года культурного наследия Российским Домом народного творчества совместно с региональными центрами народного творчества будут организованы и другие проекты. В августе в Кирове состоится VIII Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки народов России и две выставки «Искусство современной рукотворной игрушки» и тематическая выставка-конкурс «Советская эпоха в современной рукотворной игрушке». Посетители увидят удивительное многообразие глиняных, текстильных, деревянных, войлочных игрушек, а также из растительных материалов, металла, папье-маше.

В октябре в Ярославле и Йошкар-Оле пройдут этапы Всероссийского фестиваля-конкурса «Национальный костюм народов России». Это не только фестивальное событие, но и авторитетная исследовательская, методическая площадка для художников, модельеров, исследователей традиционного и современного национального костюма.

Ремесло как ценность

Народные ремесла будут представлены и в новом проекте «Золотая антология народной культуры», они войдут в список 100 шедевров нематериального наследия народов России.
В федеральный Реестр объектов нематериального культурного наследия уже внесены уникальные ремесленные технологии: добровская глиняная игрушка Липецкой области, киришское кружево Ленинградской области, технология изготовления кадомского вениза в Рязанской области, традиции домовой резьбы в Муромском районе Владимирской области и другие.

Тамара Валентиновна Пуртова — директор ГРДНТ им. В.Д.Поленова, председатель Российского комитета по нематериальному культурному наследию Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член оргкомитета Года культурного наследия:«Взаимодействие с народными мастерами не ограничивается конкурсными и выставочными мероприятиями.

Специалистами нашего Дома ведется системная исследовательская и аналитическая работа, которая рождает современные проекты. Большое внимание уделяется издательской деятельности. Мы ежегодно выпускаем сборники по итогам конференций и круглых столов. Каталоги выставок и конкурсов расширяют границы мероприятия, создавая новые возможности для популяризации и развития народного творчества. Эти издания содержат не только описания произведений участников, но и методические, справочные материалы».

Важнейшая задача, которую ставит сегодня перед собой ГРДНТ, продолжая заветы великого художника Василия Поленова, имя которого носит, — это повышение квалификации и комплексная методическая поддержка уникальных мастеров — хранителей многонациональных традиций народов России.

Год культурного наследия и учреждение президентом России Дня народных художественных промыслов станет новым этапом в развитии традиционного декоративно-прикладного искусства и современных форм его выражения.

М.В.Якунькина