Софийский собор в Полоцке. Обитель музыки и света

Собор Софии Премудрости Божией в городе Полоцке — старейшая каменная постройка на территории Беларуси. За десять веков своего существования он не раз разрушался и перестраивался вновь. Сегодня белоснежное здание в стиле виленского барокко притягивает к себе путешественников не только красотой пропорций, но и интересной историей.

Собор, каким он был в момент своего создания во второй половине XI века, сейчас можно увидеть только на картинках. Его построили зодчие, приглашенные полоцким князем Всеславом, легендарным героем-чародеем русских летописей. Исследования показывают, что собор был крестовокупольным, с тремя апсидами, а венчали его семь шлемовидных куполов.

До наших дней сохранились мощный фундамент храма, алтарные апсиды, западная и восточная стены высотой 8 и 12 м, дугообразная скамья синтрон, а также фрагменты фресок ХІ века — их можно увидеть в Музее истории архитектуры Софийского собора. В период раннего средневековья храм был центром всего Полоцкого княжества. Здесь располагалась кафедра архиепископа. В случае войны за мощными стенами Софии могли укрыться горожане.

Особенно драматично складывалась история собора в XVI—XVII веках. Полоцк стал ареной противостояния Русского государства и Великого княжества Литовского. Не раз из-за военных действий собор разрушался и горел, а в ходе политических решений переходил от православия к униатской церкви.

Во время Северной войны со Швецией (1700–1721) Петр I приказал разместить в храме пороховой склад. К несчастью, склад взорвался, значительно разрушив здание. Только в 1738 году униатский архиепископ Флориан Гребницкий пригласил из Вильно архитектора Яна Криштофа Глаубица для восстановления храма. После перестройки собор превратился в трехнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. Древний фундамент и остатки стен и апсид XI века были включены в новую композицию храма. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Интерьер собора, перестроенного в стиле виленского барокко, тоже изменился: по­яви­лись барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. Алтарную часть отделила от центрального нефа высокая трехъярусная преграда, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной, дошедшее до наших дней. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи и Спас Нерукотворный.

В первые годы XX века на волне борьбы с религией храм превратили в краеведческий музей. Во время Второй мировой войны он снова стал действующим, а после войны закрылся и использовался как архив и склад.

В 1969 году в Софийском соборе начались реставрационные работы. Автором проекта реставрации выступил известный белорусский архитектор Валерий Слюнченко. После окончания работ в соборе был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки. Впервые музыка зазвучала под старинными сводами в 1983 году — ансамбль «Кантабиле» исполнил произведения из «Полоцкой тетради» XVI века. А в 1985 году собор впервые наполнился величественными звуками органа. Орган для Софийского собора был изготовлен и установлен чешской фирмой «Ригер Клосс». С тех пор в концертном зале Софийского собора ежегодно проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, а каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала. Под сводами Софийского собора звучали голоса всемирно известных певцов и мелодии органистов из Ватикана, Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Латвии, Украины, России и других стран.

Сегодня Софийский собор соединяет в себе памятник архитектуры, концертный зал с уникальной акустикой и музей, где застыли во времени руины храма ХІ века. Новые функции нисколько не исказили, а, напротив, дополнили характер храма, который строился, чтобы жить в веках и нести красоту и свет от поколения к поколению.

Т.А.Джумантаева,
директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника