Парфянские крепости древней Нисы

Древняя Ниса — один из очагов развития мировой культуры на территории современного Туркменистана. Она притягивает к себе внимание историков, археологов и многочисленных путешественников. В 2007 году городища государственного историко-культурного заповедника «Ниса» были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

У подножья Копетдага, в 18 км к западу от Ашхабада, на землях селения Багир, высятся развалины древних городищ. Эти руины являются остатками города Нисы — столицы древнего Парфянского царства, упоминаемого античными и средневековыми авторами. Ниса имела очень обширный пригород, обнесенный крепостным валом. Как и современный Багир, древняя Ниса утопала в зелени: здесь располагались усадьбы знати с садами и виноградниками.

Согласно научным данным, город Ниса существовал с I тысячелетия до н. э. по I тысячелетие н. э. Руины древнего города состоят из двух городищ: парфянского города в долине — Новой Нисы и царской крепости на возвышенности − Старой Нисы. Городища отстоят друг от друга на полтора километра.
В Старой Нисе были сосредоточены дворцовые и храмовые постройки. Также здесь располагались сокровищница, огромное винохранилище и склады с многочисленными запасами. Крепостные стены имели в основании толщину 8–9 метров и были укреплены 43 прямоугольными башнями.

Сердце Парфянского царства

В I тысячелетии до н. э. область вокруг современного Ашхабада входила в состав Парфиены — земли парфов, или парфян. Первое историческое упоминание Парфие­ны содержится в Авесте, священной книге зороастризма. Упоминается Парфиена и в Бехистунской надписи персидского царя Дария I Гистаспа (VI век до н. э.); в эту пору она представляла собой одну из податных областей — сатрапий могущественного государства Ахеменидов.

В IV веке до н. э. Парфиена входит в состав империи Александра Македонского, а вскоре после его смерти — эллинистической державы Селевкидов. В середине III века до н. э. происходят восстания ряда средне­азиатских народов против владычества греков, результатом чего становится их отторжение от империи Селевкидов. Парфиена стала центром одного из таких восстаний, во главе которого стояли братья Аршак и Тиридат. На базе коалиции местных племен и народностей предводители восстания основали самостоятельное парфянское царство, во главе которого около четырех с половиной столетий стояли представители династии, именовавшей себя по имени основателя — Аршакидской. Из исторических источников известно, что основатель династии Аршак был обожествлен своими потомками.

Именно под властью Аршакидов Ниса расцветает и активно развивается. Это уже не поселение, а главный город всей Парфиены, родовая резиденция царствующего дома. В II−I веках до н. э. Парфянское царство переживает пору блестящих военных успехов и политического могущества. Уже при Митридате II парфянские владения простираются до Сирии на западе, до Индии на востоке. Парфия выступает как могущественный и достойный соперник Рима.

Парфянские цари сохраняли особое отношение к области Парфиена и к Нисе, где зачиналась их государственная мощь. Здесь осуществлялись торжественные захоронения членов династии, здесь, у границы городской черты (но не в пределах ее), при Митридате I (171–138 годах до н. э.) была воздвигнута царская крепость, остатками которой является городище Старая Ниса. В одном из документов, найденных при раскопках, упоминается древнее название крепости — Митридатокерт.

Царская крепость построена на естест­венном холме, ее стены сложены из битой глины (пахсы), а организация строений выполнена с учетом всех достижений античной техники. В пору своего расцвета Митридатокерт был неприступен: парфянские цари могли чувствовать себя в полной безопасности не только при нападении внешних врагов, но и во время восстаний собственных подданных. Внутри крепости располагалось множество строений, так что даже в период кризисов членам царствующего дома жилось здесь роскошно и привольно.

Аршакиды культивировали у себя при дворе греческие обычаи и моды, даже на своих монетах они чеканили титул «филэллинос», что значит «любитель эллинского». Среди археологических находок из северного комплекса Старой Нисы встречаются вещи явно привозные, в их числе великолепные мраморные статуи восточно-эллинистической школы II века до н. э.

Впоследствии правители Парфии перенесли столицу в Малую Азию, но особое отношение к Старой Нисе сохранилось: здесь находились могилы членов правящей династии Аршакидов, и в дни больших праздников цари приезжали в Нису и устраивали жертвоприношения.

В 226 году н. э. Парфянское царство прекратило свое существование. Наместник Аршакидов Арташир создал новое государство во главе с динас­тией Сасанидов. Желая искоренить в памяти людей все то, что было связано с парфянскими правителями, он приказал разрушить Старую Нису. Родовое гнездо Аршакидов оказалось разграблено и практически обращено в руины. Однако кое-что было грабителями оставлено, потеряно, брошено, и даже эти жалкие остатки свидетельствуют об исключительном разнообразии и ценности материальной культуры.

Житница Хорасана

Разрушенная Ниса ожила лишь несколько столетий спустя, в 651 году, после вхождения в состав Арабского халифата. Однако былого могущества город-крепость так и не достиг.

В Х веке городом завладела династия Саманидов. В 992 году саманидский правитель Нух II подарил Нису эмиру Гурганджа. В 996 году город стал принадлежать Мамуну, правителю Хорезма.

Средневековая Ниса — главный город одноименной области, которую арабские географы X века именуют житницей Хорасана. Зерновые культуры составляют одно из главных ее богатств. Множество огородов было разбито близ города и селений в Средние века, особенно славились нисийские баклажаны. Кроме зерна и овощей, Ниса знаменита своими ремеслами. Ремесленные мастерские располагались в основном в пригороде — рабаде, обнесенном для защиты внешней стеной. Изготовленная нисийскими ремесленниками массовая продукция отличалась большим мастерством. Очень хороша керамика: чаши, блюда, кувшины, расписанные яркими красками и украшенные разнообразными орнаментами, часто с изображениями птиц. Разноцветные стеклянные сосуды, употреблявшие­ся в основном для хранения парфюмерии и лекарств, очень тонки и изящны по формам. Бронзовые изделия украшались гравировкой. В Нисе производили хлопчатобумажные и шелковые ткани, вывозившиеся далеко за пределы области.

В 1017 году Нису присоединила к своим владениям династия Газневидов. В 1035 году город стал частью Сельджукского султаната. Во времена правления сельджукидов у предгорьев Копетдага простиралось обширное кладбище, где располагалась загородная мечеть — намазга. Сам город в эту пору хорошо укрепляют. На гребнях былых парфянских валов возводятся мощные крепостные стены с многочисленными башнями. По свидетельству уроженца Нисы историка Несеви (начало XIII века), «Ниса была из удивительнейших крепостей, построенных на холмах. К ее особенностям принадлежало то, что она была очень велика и вмещала много народу, не было никого из населения города, был ли он богатым или бедным, у кого бы не было в ней дома. В середине ее была выстроена другая крепость для правителей, выше той, и вода текла из нее в ту, которая ниже ее…».

В XII веке Нисой завладели Ануштегиниды, новая династия хорезмшахов. Город оставался в их руках до завоевания его монголами в 1220 году.

Наследие былых времен

Сегодня о былом величии Митридатокерта свидетельствуют лишь находки археологов: железные панцири, крупные щиты (один из них украшен фигурами орлов), стрелы; богатые, украшенные позолотой ткани; остатки царского трона, части которого были вырезаны из слоновой кости. К числу самых удивительных находок относятся документы II–I веков до н. э., написанные с помощью кисти на обломках глиняных черепков.

Находят археологи и разнообразную утварь: глиняные фляги и амфоры, стек­лянные бокалы, флаконы, фиалы. Особенно оригинальны рогообразные сосуды — ритоны. Они выточены из бивней слонов и имеют изогнутую форму крупного рога, завершенного на конце фигурой какого-либо фантастического существа: крылатого человекобыка, крылатого кентавра, грифона. Верхняя, расширяющаяся часть ритона украшена рельефным фризом. Сюжеты очень разнообразны. Художники изображали парфянизированных греческих богов: Зевса, Геру, Афину, Посейдона, муз — покровительниц учености со складными табличками в руках, сцены вакхического характера с плясками и закланием жертвенных животных. Эти крупные ритоны (некоторые вмещают 2−3 литра) были предназначены не для повседневного использования, а для свершения ритуальных возлияний в честь парфянских и греческих богов. Такое назначение оправдывает необычайную тонкость и богатство отделки ритонов — замечательных произведений парфянских мастеров.

Материалы предоставлены Национальной комиссией Республики Туркменистан по делам ЮНЕСКО