Древняя Ниса — один из очагов развития мировой культуры на территории современного Туркменистана. Она притягивает к себе внимание историков, археологов и многочисленных путешественников. В 2007 году городища государственного историко-культурного заповедника «Ниса» были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
У подножья Копетдага, в 18 км к западу от Ашхабада, на землях селения Багир, высятся развалины древних городищ. Эти руины являются остатками города Нисы — столицы древнего Парфянского царства, упоминаемого античными и средневековыми авторами. Ниса имела очень обширный пригород, обнесенный крепостным валом. Как и современный Багир, древняя Ниса утопала в зелени: здесь располагались усадьбы знати с садами и виноградниками.
Согласно научным данным, город Ниса существовал с I тысячелетия до н. э. по I тысячелетие н. э. Руины древнего города состоят из двух городищ: парфянского города в долине — Новой Нисы и царской крепости на возвышенности − Старой Нисы. Городища отстоят друг от друга на полтора километра.
В Старой Нисе были сосредоточены дворцовые и храмовые постройки. Также здесь располагались сокровищница, огромное винохранилище и склады с многочисленными запасами. Крепостные стены имели в основании толщину 8–9 метров и были укреплены 43 прямоугольными башнями.
Сердце Парфянского царства
В I тысячелетии до н. э. область вокруг современного Ашхабада входила в состав Парфиены — земли парфов, или парфян. Первое историческое упоминание Парфиены содержится в Авесте, священной книге зороастризма. Упоминается Парфиена и в Бехистунской надписи персидского царя Дария I Гистаспа (VI век до н. э.); в эту пору она представляла собой одну из податных областей — сатрапий могущественного государства Ахеменидов.
В IV веке до н. э. Парфиена входит в состав империи Александра Македонского, а вскоре после его смерти — эллинистической державы Селевкидов. В середине III века до н. э. происходят восстания ряда среднеазиатских народов против владычества греков, результатом чего становится их отторжение от империи Селевкидов. Парфиена стала центром одного из таких восстаний, во главе которого стояли братья Аршак и Тиридат. На базе коалиции местных племен и народностей предводители восстания основали самостоятельное парфянское царство, во главе которого около четырех с половиной столетий стояли представители династии, именовавшей себя по имени основателя — Аршакидской. Из исторических источников известно, что основатель династии Аршак был обожествлен своими потомками.
Именно под властью Аршакидов Ниса расцветает и активно развивается. Это уже не поселение, а главный город всей Парфиены, родовая резиденция царствующего дома. В II−I веках до н. э. Парфянское царство переживает пору блестящих военных успехов и политического могущества. Уже при Митридате II парфянские владения простираются до Сирии на западе, до Индии на востоке. Парфия выступает как могущественный и достойный соперник Рима.
Парфянские цари сохраняли особое отношение к области Парфиена и к Нисе, где зачиналась их государственная мощь. Здесь осуществлялись торжественные захоронения членов династии, здесь, у границы городской черты (но не в пределах ее), при Митридате I (171–138 годах до н. э.) была воздвигнута царская крепость, остатками которой является городище Старая Ниса. В одном из документов, найденных при раскопках, упоминается древнее название крепости — Митридатокерт.
Царская крепость построена на естественном холме, ее стены сложены из битой глины (пахсы), а организация строений выполнена с учетом всех достижений античной техники. В пору своего расцвета Митридатокерт был неприступен: парфянские цари могли чувствовать себя в полной безопасности не только при нападении внешних врагов, но и во время восстаний собственных подданных. Внутри крепости располагалось множество строений, так что даже в период кризисов членам царствующего дома жилось здесь роскошно и привольно.
Аршакиды культивировали у себя при дворе греческие обычаи и моды, даже на своих монетах они чеканили титул «филэллинос», что значит «любитель эллинского». Среди археологических находок из северного комплекса Старой Нисы встречаются вещи явно привозные, в их числе великолепные мраморные статуи восточно-эллинистической школы II века до н. э.
Впоследствии правители Парфии перенесли столицу в Малую Азию, но особое отношение к Старой Нисе сохранилось: здесь находились могилы членов правящей династии Аршакидов, и в дни больших праздников цари приезжали в Нису и устраивали жертвоприношения.
В 226 году н. э. Парфянское царство прекратило свое существование. Наместник Аршакидов Арташир создал новое государство во главе с династией Сасанидов. Желая искоренить в памяти людей все то, что было связано с парфянскими правителями, он приказал разрушить Старую Нису. Родовое гнездо Аршакидов оказалось разграблено и практически обращено в руины. Однако кое-что было грабителями оставлено, потеряно, брошено, и даже эти жалкие остатки свидетельствуют об исключительном разнообразии и ценности материальной культуры.
Житница Хорасана
Разрушенная Ниса ожила лишь несколько столетий спустя, в 651 году, после вхождения в состав Арабского халифата. Однако былого могущества город-крепость так и не достиг.
В Х веке городом завладела династия Саманидов. В 992 году саманидский правитель Нух II подарил Нису эмиру Гурганджа. В 996 году город стал принадлежать Мамуну, правителю Хорезма.
Средневековая Ниса — главный город одноименной области, которую арабские географы X века именуют житницей Хорасана. Зерновые культуры составляют одно из главных ее богатств. Множество огородов было разбито близ города и селений в Средние века, особенно славились нисийские баклажаны. Кроме зерна и овощей, Ниса знаменита своими ремеслами. Ремесленные мастерские располагались в основном в пригороде — рабаде, обнесенном для защиты внешней стеной. Изготовленная нисийскими ремесленниками массовая продукция отличалась большим мастерством. Очень хороша керамика: чаши, блюда, кувшины, расписанные яркими красками и украшенные разнообразными орнаментами, часто с изображениями птиц. Разноцветные стеклянные сосуды, употреблявшиеся в основном для хранения парфюмерии и лекарств, очень тонки и изящны по формам. Бронзовые изделия украшались гравировкой. В Нисе производили хлопчатобумажные и шелковые ткани, вывозившиеся далеко за пределы области.
В 1017 году Нису присоединила к своим владениям династия Газневидов. В 1035 году город стал частью Сельджукского султаната. Во времена правления сельджукидов у предгорьев Копетдага простиралось обширное кладбище, где располагалась загородная мечеть — намазга. Сам город в эту пору хорошо укрепляют. На гребнях былых парфянских валов возводятся мощные крепостные стены с многочисленными башнями. По свидетельству уроженца Нисы историка Несеви (начало XIII века), «Ниса была из удивительнейших крепостей, построенных на холмах. К ее особенностям принадлежало то, что она была очень велика и вмещала много народу, не было никого из населения города, был ли он богатым или бедным, у кого бы не было в ней дома. В середине ее была выстроена другая крепость для правителей, выше той, и вода текла из нее в ту, которая ниже ее…».
В XII веке Нисой завладели Ануштегиниды, новая династия хорезмшахов. Город оставался в их руках до завоевания его монголами в 1220 году.
Наследие былых времен
Сегодня о былом величии Митридатокерта свидетельствуют лишь находки археологов: железные панцири, крупные щиты (один из них украшен фигурами орлов), стрелы; богатые, украшенные позолотой ткани; остатки царского трона, части которого были вырезаны из слоновой кости. К числу самых удивительных находок относятся документы II–I веков до н. э., написанные с помощью кисти на обломках глиняных черепков.
Находят археологи и разнообразную утварь: глиняные фляги и амфоры, стеклянные бокалы, флаконы, фиалы. Особенно оригинальны рогообразные сосуды — ритоны. Они выточены из бивней слонов и имеют изогнутую форму крупного рога, завершенного на конце фигурой какого-либо фантастического существа: крылатого человекобыка, крылатого кентавра, грифона. Верхняя, расширяющаяся часть ритона украшена рельефным фризом. Сюжеты очень разнообразны. Художники изображали парфянизированных греческих богов: Зевса, Геру, Афину, Посейдона, муз — покровительниц учености со складными табличками в руках, сцены вакхического характера с плясками и закланием жертвенных животных. Эти крупные ритоны (некоторые вмещают 2−3 литра) были предназначены не для повседневного использования, а для свершения ритуальных возлияний в честь парфянских и греческих богов. Такое назначение оправдывает необычайную тонкость и богатство отделки ритонов — замечательных произведений парфянских мастеров.
Материалы предоставлены Национальной комиссией Республики Туркменистан по делам ЮНЕСКО