Наследие тысячелетий

Блеск и сияние золотного шитья

Тюменская область — один из интереснейших регионов России, причем интересен он не только своей богатой историей, но и современностью. В Тюменской области в мире и согласии проживает более 140 национальностей, объединенных культурным, духовным и природным наследием. Традиционные промыслы и ремесла края имеют историю, уходящую в глубь веков. Тюменские махровые ковры и тобольская резьба по кости, расписные гончарные изделия и резные деревянные наличники, вышивка и ручное ткачество в ХIХ — начале ХХ века с успехом представляли эту область Сибири на всех самых крупных всероссийских и международных выставках.

Искусство золотного шитья также было широко распространено как среди городского и крестьянского населения, так и в золотошвейных мастерских монастырей, церквей и храмов, в частности в Тобольском Иоанно-Введенском женском монастыре. Шведский исследователь И.П.Фальк, член Российской Императорской академии наук и художеств, в середине XVIII века так писал о сибирячках: «Прядут холст и крестьянское сукно, вяжут чулки и перчатки, плетут тесьмы, кружева и бахрому, вышивают кокошники золотом и серебром…».

Произведения золотного шитья всегда ценились очень высоко. Изделия с драгоценной вышивкой бережно хранили, передавая из поколения в поколение. В Россию традиция золотного шитья пришла в Х веке из Византии после принятия христианства. В убранстве церквей и храмов вышитые произведения играли большую роль, что связано с сакральным значением золота и серебра. Не случайно из-за обилия «блеска и сияния золотного шитья» современники часто называли православную церковь «пышной, восточной, византийской». Золотошвейные произведения, как особо ценные предметы, дарили представителям духовенства и правителям других стран.

В собраниях музеев Тюменской области представлены уникальные коллекции вышитых изделий, выполненных в золотошвейной мастерской Иоанно-Введенского женского монастыря в XVIII–XX веках. Это расшитые золотыми и серебряными нитями одеяния священнослужителей — митры (головной убор), фелони (верхнее облачение), поручи и пояса, а также сакральные предметы церковного убранства — иконы и оклады, покровцы и покрова, хоругви и плащаницы. Монастырь на протяжении многих лет являлся центром золотошвейного искусства Западной Сибири. Знаменательным в жизни Иоанно-Введенской обители был 1904 год, когда золотошвейные изделия сибирских мастериц были представлены на I Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари. Выставка была организована в Таврическом дворце Санкт-Петербурга под покровительством Императорского дома.

Тюбетейки, сарауцы, изю, кокошники…

Тюмень всегда была крупным торговым и ремесленным центром, связывающим рынки Европы и Востока. В ХVII веке за рекой Турой напротив города возникла Татаро-бухарская слобода. Известно, что кроме торговли бухарцы и сибирские татары занимались ремеслами и промыслами. В искусстве вышивки у них особое место также занимало золотное шитье. В основном это были расшитые золотом национальные мужские и женские наряды: тюбетейки, сарауцы (налобная повязка), изю (нагрудное украшение), свадебные головные покрывала, накосные украшения, сафьяновые сапоги и туфли, бархатные калфаки (головной убор) с характерным для них орнаментом в виде цветочного букета, золотого пера и «птичек счастья».

Со второй половины XIX века золотное шитье становится народным промыслом. Известно, что крестьянки Тюменского округа продавали свои работы на различных торжках и ярмарках. Мастерицы искусно вышивали сарафаны, пояса, головные уборы не только на продажу, но и на заказ. На Руси головной убор всегда был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Свадебные кокошники «шитые сплошь золотыми и серебряными нитями, с разными узорами», «сороки», «кружки», девичьи повязки и платки расшивали драгоценными нитями, речным жемчугом и бисером. Выполняли вышивку сибирские мастерицы на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче и бархате, затем изделия украшали блeстками, драгоценными камнями, ювелирными бляшками и мишурной тесьмой. Золотная нить имела разные плетения и формы, могла быть круглой в сечении или плоской, а также граненой или витой. Вышивать, как обычной нитью, ей было нельзя — слишком хрупкая. Поэтому ее укладывали по нанесенному на ткань узору и прикрепляли к ткани шелковой нитью. Шелковую нить подбирали под цвет золота, чтобы создать одноцветный узор, или, наоборот, брали шелковую нить контрастного оттенка, чтобы получить красочный рисунок. Со временем менялся ассортимент изделий, их назначение и место в интерьере, орнамент и характер композиций, размеры и пропорции вещей, а художественный строй золотного шитья, его особенные техники оставались неизменными.

Ожившие традиции сибирского ремесла

Уникальные памятники золотного шитья, которые хранились в течение многих десятилетий, а порой и столетий в фондах музеев Тюменской области, помогли оживить традицию сибирского ремесла и его стилистические особенности. Благодаря тюменским исследователям и музейным работникам интерес к золотному шитью возрождается.
Искусство сибирского золотного шитья в рамках национальной программы «Культура России. Творческие люди» поддержали местные органы власти и Департамент культуры. В результате в Тюмени открылась мастерская «Сибирские золотошвеи», которой Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО присвоила статус клуба ЮНЕСКО. В 2021 году при Институте архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета был создан «Клуб исторической реконструкции ТИУ». В клубе проводятся интерактивные экскурсии с мастер-классами и посещением экспозиции «Живопись иглой: традиции и современность». Клуб обучает мастериц техникам золотного шитья для изготовления современных аксессуаров, сувениров и традиционных костюмов различных эпох.

Е.Г.Сулейманова, руководитель Клуба ЮНЕСКО «Сибирские золотошвеи», магистр музеологии
В статье использованы фотографии музейных фондов ГАУК ТО «ТМПО» и Ембаевского сельского музея, а также фотографии коллекций и мероприятий Клуба ЮНЕСКО «Сибирские золотошвеи»


24 сентября 2021 года в городе Тобольске прошел круглый стол по теме «Традиции золотного шитья в системе туристской дестинации Тюменской области», на котором эксперты в сфере сохранения культурного наследия признали золотное шитье новым туристическим брендом Тюменской области.