Искусство удивлять. К 150-летию со дня рождения Сергея Павловича Дягилева

«Я — художник без картин, писатель — без полного собрания, музыкант — без композиций. И если когда-нибудь появится мой музей, что можно будет увидеть в нем: мои старые туфли, мои разбитые очки?» — так однажды написал о себе Сергей Дягилев.

Он действительно не оставил после себя ни имущества, ни авторских произведений. Но если бы разбросанные по всему миру воспоминания о Дягилеве могли предстать в виде полотен художников, то получилась бы невероятных размеров картинная галерея, способная поразить воображение даже самого искушенного ценителя живописи. Споры о Сергее Дягилеве не умолкают и по сей день: одни считают его циничным дельцом, другие — гениальным организатором, но сходятся критики в одном: Дягилеву удалось сделать так, что в начале двадцатого века о русском искусстве в Европе заговорили всерьез и надолго.

«Мир искусства»

Сергей Дягилев попал в окружение творческой прогрессивной молодежи Санкт-Петербурга и глубоко проникся искусством еще в студенческие годы. Пробовал себя как художник и композитор, но удивить современников чем-то особенным на этом поприще ему не удалось. И все же Дягилев заставил о себе говорить, когда в 1897 году в возрасте двадцати четырех лет самостоятельно подготовил и организовал «Выставку английских и немецких акварелистов», следом — «Выставку современных скандинав­ских художников», а в 1898 году — «Выставку русских и финляндских художников», которая не только в полной мере раскрыла организаторские способности молодого человека, но и положила начало новому объединению художников «Мир искусства». В этом же году под редакцией Дягилева вышел первый номер одноименного журнала, ставшего впоследствии одним из самых влиятельных изданий в Российской империи. В 1905 году в Таврическом дворце Санкт-Петербурга открылась выставка русских портретов — четырех тысяч полотен, собранных Дягилевым всего лишь за год по городам и весям нашей необъятной родины. Успех выставки имел «серьезные» последствия: Сергей Дягилев окончательно убедился в том, что настало время завоевывать европейскую публику.

«Русские сезоны»

Всего лишь через год в рамках «Осенних сезонов» в Париже 12 залов Гран-Пале были отданы экспозиции «Два века русской живописи и скульптуры», положившей, по сути, начало всемирно известным «Русским сезонам». В 1907 году со сцены Гран-Опера зазвучала музыка русских композиторов, годом позже парижанам была представлена опера «Борис Годунов», имевшая грандиозный успех у взыскательной публики. В 1909 году весь Париж был обклеен афишами с изображением Анны Павловой — ценителей русского искусства ожидала смешанная программа из оперы и балета в отреставрированном по заказу Дягилева театре Шатле. Этот сезон стал настоящим культурным нашествием и определил будущее «Русских сезонов» на многие годы вперед. Начиная с 1910 года Сергей Дягилев решает привлекать к работе не только русских, но и иностранных художников и композиторов, а к 1913 году формирует постоянную балетную труппу, известную как «Русский балет Дягилева». «Русские сезоны» просуществовали до 1929 года, вплоть до кончины своего создателя.

Феномен Дягилева

Череда культурных событий, скупо изложенных на бумаге, даже в малой степени не может отразить тот невероятный объем работы, который проделывал Сергей Дягилев и его соратники при подготовке выставок и «сезонов». Прекрасно эрудированный, Дягилев умел находить покровителей и меценатов, доходить до самых верхов, договариваться и убеждать, «пуская в ход все интриги мира». Обладая прекрасным художественным чутьем, он мог собрать на одной сцене лучших из лучших, признанных профессионалов и талантливую молодежь. Сергей Дягилев не боялся смотреть в будущее, «ставил для внуков» и не прогадал: многие его новаторские идеи уже давно стали классикой. «Надо идти напролом. Надо поражать и не бояться этого, надо выступать сразу, показать себя целиком, со всеми качествами и недостатками своей национальности».

Д.А.Серженко