За цыганской звездой…

Театр «Ромэн» — единственный в мире профессиональный цыганский театр. Вот уже 90 лет ему удается соединять в своих постановках яркую культуру цыган с приемами русской драматической школы.

Цыганской музыкальной культуре сотни лет, и всегда цыганское пение и танцы вызывали огромный интерес у публики. В XVIII веке в России стали популярны цыганские хоры —
вельможи собирали целые коллективы певцов и танцоров, которые выступали на маскарадах и балах. Особенно славился хор графа А.Орлова под руководством И.Трофимова. Цыгане пели русские песни, но их манера исполнения придавала словам и музыке экзотическую эмоциональность.

После 1812 года в моду входят парадные обеды в трактирах, на которые приглашали хор цыган. Причем это были настоящие концерты, а не просто поглощение еды под музыку. В XIX веке такие концерты прославили ресторан «Яръ». Послушать цыган сюда специально приходили писатели А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, А.А.Фет, композитор М.Глинка. К концу XIX века развитие цыганского исполнительства поднялось на такой уровень, что руководитель цыганского хора Н.Шишкин создал первую цыганскую театральную труппу. Но история настоящего театра началась немного позже, а именно — в 30-е годы XX века.

Рождение театра

Идея создания цыганского театра принадлежит Георгию и Ивану Лебедевым, молодым людям из семьи потомственных хоровых цыган. Их начинание поддержал нарком просвещения А.Луначарский, по решению Наркомпроса была создана индо-ромэнская театральная студия. После премьеры первого спектакля по пьесе А.Германо «Жизнь на колесах» 16 декабря 1931 года студию преобразовали в цыганский театр «Ромэн». Директором театра стал Георгий Лебедев, художественным руководителем — Моисей Гольдблат, а Иван Ром-Лебедев, взявший приставку «Ром» к своей фамилии после создания театра, сделался одним из ведущих артистов и драматургов.
Переломным моментом в истории «Ромэн» можно назвать 1937 год, когда театр возглавил актер МХАТа Михаил Яншин. До сих пор в театре ставили оригинальные пьесы цыганских драматургов на цыганском языке. Яншин пополнил репертуар произведениями русской и зарубежной классики. Пьесы стали играть на русском языке, и это привлекло в театр новую публику. Яншин стремился соединить фольклор с большой драматургией. Эти принципы развивал и следующий руководитель театра «Ромэн» Петр Саратовский. Под его руководством театр работал в годы Великой Отечественной войны.

Эпоха расцвета

С 50-х годов для театра «Ромэн» наступает время настоящего расцвета. Главный режиссер Семен Баркан в 1950–70-е годы привлекает к работе новых авторов и вводит в репертуар новые спектакли. С 1977 года руководство театром берет в свои руки Николай Сличенко.
В 1977 году Н.Сличенко и И.Ром-Лебедев поставили спектакль «Мы — цыгане». Он до сих пор служит визитной карточкой театра и открывает каждый театральный сезон. Сами создатели определили жанр спектакля как народное музыкальное зрелище.

Спектакль рассказывает историю странствий цыганского народа от исхода из Индии и Египта до обретения малой родины на просторах России. Это целая музыкально-танцевальная феерия с участием самых известных цыганских персонажей: Эсмеральды и Кармен, Грушеньки и Маши. Цыганский темперамент на сцене выражается в разных формах: тут и арабский танец живота, и страстное фламенко, и задушевный романс под гитару. Особую зрелищность действию придают декорации С.Бархина и костюмы работы знаменитого модельера В.Зайцева.

Музыкально-театральное шоу «Дрома ромэн» («Дороги цыган») — еще один хит в афише театра. Молодой режиссер Н.Лекарев предложил современную трактовку главных элементов цыганской культуры, сделав акцент на музыке, а не на театральном действии. История цыганских кочевий из страны в страну рассказана при помощи музыкальных номеров: фламенко, джаз-мануш, били-дэнс, кат-хат. При этом черно-белые костюмы актеров по-современному лаконичны, никаких пестрых юбок и шалей. Вдумчивый зритель наверняка найдет в «Дрома ромэн» отсылки к спектаклю «Мы — цыгане» и удивится, как легко старинная культура цыганской песни и танца встраивается в реалии XXI века.

Главный цыган страны

Николай Сличенко — фигура культовая не только для цыганского театра, но и для советского искусства 70–80-х годов, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Правительства России, кавалер множества правительственных наград. Родился будущий «главный цыган» в 1934 году. Его детство пришлось на годы войны, причем самым страшным потрясением для мальчика стал расстрел отца фашистами. Однако никакие беды не могут сломить характер настоящего цыгана.


Николай Сличенко: «Помню, в это время сразу в четырех театрах вышел «Живой труп» — кроме нас, еще в Малом, МХАТе и «Моссовете». И такая шутка ходила по Москве, что из четырех «трупов» самый живой — в театре «Ромэн».


В послевоенные годы Николай работал в цыганском колхозе в Воронежской области и так зажигательно пел и плясал на сельских посиделках, что односельчане скинулись юному дарованию на билет в Москву, в театр, в «Ромэн»! 17-летнего парня взяли во вспомогательный состав, а уже год спустя он играл в основном составе театра. Говорят, чтобы выйти на сцену Николаю пришлось схитрить: он уговорил своего коллегу актера Шишкова притвориться больным и заменил его в спектакле «Четыре жениха». После этой премьеры молодой актер уверенно закрепился в труппе. Почти одновременно с театром Сличенко выходит и на большую эстраду. В 1962 году он выступил в Рязани с песней на стихи С.Есенина «Письмо матери». И спел ее так прочувствованно, что на глазах зрителей выступили слезы. «Это меня буквально потрясло, — вспоминал Сличенко. — После того памятного концерта я впервые всерьез задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией». Сличенко пел всегда с огромной внутренней отдачей и искренностью — никакого притворства, все как в последний раз. Не зря послушать его собирались целые стадионы. Публика знала Николая и как киноактера. Снимался он мало, но зато каждая роль запоминалась с первого взгляда. Роль красноармейца Петри Бессарабца в фильме «Свадьба в Малиновке» сделала актера популярным на всю страну. Удивительно, но при такой всероссийской популярности Сличенко всегда ставил на первое место театр «Ромэн». Он был в театре не только актером, но и режиссером. Основная тема его спектаклей — тема человека. Например, в спектакле «Грушенька» он создал совершенно новое повествование о трагической судьбе молодой цыганки Грушеньки, добавив в известную историю тревожные и романтические тона.

В 1978 году Сличенко создал на базе Музыкального училища им. Гнесиных студию подготовки актеров для театра «Ромэн», а в 2005 году открыл Цыганский национальный курс при Театральном институте им. Б.Щукина и стал его художественным руководителем. Н.Сличенко руководил театром «Ромэн» с 1997 года до самой своей смерти летом 2021 года. Можно сказать, с уходом легендарного артиста закончилась целая эпоха. Но сам театр живет, как живет вечное искусство цыганской песни и танца.

Мы — цыгане!

С момента основания театра «Ромэн» прошло 90 лет. Изменился репертуар, сценические решения, технические средства. А вот этнический характер театра не изменился совсем, и сегодня более 90% труппы — настоящие цыгане. В театре много актерских династий: Жемчужные, Оглу, Лекаревы. Как же определить, что такое этнический цыганский театр? Известный актер Г.Жемчужный объясняет это так: «Не беречь себя, а сгорать сейчас, на глазах у публики — вот состояние нашей души». И это правда. Герои на сцене «Ромэн» не могут выразить что-то простым жестом или словом. Чтобы говорить о ненависти и любви, им всегда требуется песня или танец, причем эмоции должны буквально захлестывать. Возможно, именно это позволяет театру «Ромэн» оставаться центром сохранения и развития цыганской культуры не только в России, но и во всем мире.

Т.Ю.Борисова