Поэт и гражданин

Николай Алексеевич Некрасов известен как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал душу русского крестьянства. Его произведения — это всеобъемлющий мир, где много любви к простому человеку, к своей родине, русской культуре и русскому языку.

«Ему судьба готовила путь славный, имя громкое»

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии, на Украине. Там в это время был расквартирован полк, в котором служил его отец Алексей Сергеевич, человек необузданного нрава и деспотического характера. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Он рос среди деревенских детей, рано услышал от своей крепостной няни старинные русские сказки и песни, чутко прислушивался к живой, богатой, образной народной речи.

В одиннадцать лет Николай вместе со своим братом поступил в ярославскую гимназию, однако особого прилежания к занятиям не проявлял. В этот период он начинает создавать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь. Через пять лет Николай Некрасов оставил гимназию, поскольку по многим предметам оказался не аттестованным. Ко всему прочему отец отказался платить за обучение сына. Прожив год дома, Николай задумался о том, что же делать дальше. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера не привлекала.

«Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат»

В шестнадцать лет Николай, преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Северная столица встретила юношу сурово. Здесь у него не было ни родных, ни покровителей, да еще и отец, узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать на военную службу, отказывает ему в помощи.

Тяжелое наступило время. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, будущий писатель находит подработки, дает уроки, пишет стихи на заказ. Нашлись знакомые, которые пытались помочь и пристроить в печать его стихотворения. Но начинающим авторам платили мало. Поэт рассказывал, что «бывали тогда такие тяжелые месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма и прошения».

И только крепкий организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову не потерять веру в себя, свой талант и свое предназначение. Накопив достаточно средств, он издает дебютный сборник стихов и баллад «Мечты и звуки» (1840), который, к сожалению, не вызвал восторгов у читателей и потерпел неудачу. Некрасов, пытаясь уйти от позора, выкупил практически весь тираж книги и сжег. После этого он решает отойти от поэзии и заняться прозой: пишет повести и рассказы, пьесы и водевили, азбуки и сказки. И все это — ради куска хлеба и хоть какого-то заработка.

«Ах, были счастливые годы!»

В этот непростой период Некрасов знакомится с В.Г.Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние и примет самое горячее участие в судьбе молодого поэта, для начала представив его литературной элите. Под воздействием критика взгляды Некрасова приобретают стройность и цельность.

Николаю Некрасову не было и двадцати, когда началась его активная деятельность как издателя. Он оказался прекрасным организатором и мудрым руководителем и в 1846 году вместе с писателем И.И.Панаевым берет в аренду журнал «Современник», основанный А.С.Пушкиным. Издание быстро становится популярным и приобретает значительное влияние в обществе, в нем работают лучшие литераторы того времени. На страницах «Современника» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нем печатались уже известные Александр Островский и Михаил Салтыков-­Щедрин. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Федора Достоевского и Льва Толстого.

«Я лиру посвятил народу своему»

Работая в «Современнике», Николай Алексеевич выпускает и несколько сборников собственных стихотворений. Произведения «Крестьянские дети» и «Коробейники» сразу же приносят ему широкую известность. Главным образом потому, что Некрасов стал первым поэтом, который начал открыто рассказывать обществу о тяжких страданиях простого народа, писать о сложной жизни трудового крестьянства и городских низов. Он сумел войти в мир многих людей, навсегда став поэтом толпы и «певцом горестей народных».
Своими произведениями Некрасов внес в русскую литературу много нового: в стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы, а также использовать простую разговорную речь, показывая богатство русского языка.
Жемчужиной сборников тех лет стало стихотворение «Поэт и гражданин». В нем отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия — это важное общественное дело и поэт не имеет морального права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы.

«Стихи мои! Свидетели живые…»

В 1862 году вышел запрет правительства на издание журнала «Современник». И снова Некрасов не опускает руки: он берет в аренду у издателя А.А.Краевского журнал «Отечественные записки», с которым в качестве редактора сотрудничал и до этого. С этим изданием будут связаны последние десять лет жизни писателя. В это время он создает эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866–1876), поэмы о декабристах и их женах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1871–1872), а также некоторые сатирические произведения, вершиной которых становится поэма «Современники» (1875).

В мучительные годы перед смертью, когда у поэта уже обнаружили рак кишечника, Некрасов пишет «Последние песни» — цикл стихотворений, который он посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне. Писатель умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. На его похоронах собралось огромное количество народа, проститься с поэтом пришли многие известные люди того времени. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии — сразу после Пушкина и Лермонтова. Толпа запротестовала и прервала его криками: «Да выше, выше Пушкина!».

Е.В.Малиновская