Музей ватной игрушки

Есть в Москве уникальная организация — Мануфактура «Московская игрушка». Здесь восстанавливают старинную технологию изготовления ватных игрушек с использованием только ваты и клейстера.

При Мануфактуре работает музей: в нем представлены изделия 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских по производству игрушек начиная с 1920-х годов до наших дней.

Мануфактура «Московская игрушка» возникла на базе Центра ремесел «Семейные традиции» — единственного объединения в России, которое занимается возрождением традиционной ватной игрушки на профессиональном уровне. В команду Мануфактуры вошли художники международного уровня, дизайнеры и мультипликаторы. Применяя современные знания и возможности, они не только восстановили старинную технологию изготовления игрушек с использованием аптекарской ваты и клейстера на картофельном крахмале, но и вдохнули в нее новую жизнь.

Работа на Мануфактуре строится по образцу артелей 1920–1940-х годов. Сначала ответственный художник разрабатывает коллекцию игрушек, а после согласования образца распределяет этапы создания игрушки между мастерами: лепка головок с антикварных слепков, роспись лиц, создание одежды с аксессуарами, покрытие слюдой и пастелью. Такая скоординированная работа позволяет создать коллекцию с любым количеством игрушек: от 100 до 10 000. Игрушки при этом будут уникальны, но похожи на заданный образец.

В России ватную игрушку производят с XIX века. Во многом расцвет ватного ремесла был связан с дороговизной стеклянных елочных игрушек. Их везли из Европы, и большинству жителей они были не по карману. Вот русские мастера и придумали изготавливать недорогие игрушки из обычной ваты и картона с проволочным каркасом внутри и личиками из папье-маше. До 1917 года прелестных ватных куколок, раскрашенных краской, можно было встретить практически в любой семье. В 1920-е годы, когда улеглись волнения, вызванные революцией, производство ватных игрушек возобновилось: сначала их выпускали артели, а потом по­­явились и фабрики. Производство работало до 70-х годов, пока на смену самобытным фигуркам из ваты не пришли изделия из пластмассы. С этого момента традиция изготовления ватной игрушки приходит в упадок.

Музей ватной игрушки вновь вывел ватную игрушку из забвения и показал широкой публике, насколько она обаятельна и уникальна. Не­­оценимую поддержку в этом оказала идеолог и куратор музея, президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Васильевна Ананьина. Она помогла организовать музей в атмосферной келье XVIII века на территории Патриаршего подворья Николо-­Перервинского монастыря, памятника исторического значения и объекта культурного наследия России. По удивительному совпадению до 1969 года в одном из храмов монастыря находился цех по производству игрушек.

В экспозицию вошли не только игрушки, но и картонаж, и элементы декора. Когда разглядываешь экспонаты музея, кажется, что они сделаны из керамики или фарфора — настолько они крепкие и прочные на вид. А между тем все они созданы вручную из ваты. При этом некоторым экспонатам почти 100 лет. И это не предел, ведь, по словам специалистов Мануфактуры, ватная игрушка при правильном хранении и бережном использовании не имеет срока годности.

Открытие музея нашло большой отклик в сердцах многих людей. Посетители старшего возраста делятся с работниками воспоминаниями и приносят в дар игрушки своего детства из семейных коллекций. А старейшая игрушка «Клоун на обруче», которую руководство музея планировало купить на аукционе, была пожертвована прихожанами храма. В музее принимают старые игрушки даже в плохом состоянии, их реставрацией занимаются музейные мастера. Для посетителей проводятся экскурсии и мастер-классы, на которых можно своими руками изготовить ватную игрушку.

Мануфактура увлекает искусством изготовления игрушек все больше людей благодаря масштабным конкурсам. Например, на всероссийский конкурс «В ожидании рождественских чудес» поступило более 100 работ из 67 регионов России. В конкурсе приняли участие мастера и любители — все, кто сохраняют традиции празднования Рождества. Итоги конкурса подвели на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях в храме Христа Спасителя.

Каков же процесс изготовления современной ватной игрушки? Интересно, что составные части игрушки изготавливаются практически одновременно: один мастер делает проволочный каркас и накручивает основу из белой ваты, другой расписывает лица, третий «одевает» игрушку. При этом мастер может взять готовую цветную вату, а может выполнить куклу только из белой ваты, а затем расписать ее красками по своему замыслу. Лица ватных игрушек уникальны — по ним почти всегда можно угадать, какой именно мастер расписывал ватную куколку.

Мануфактура активно обучает новых мастеров искусству изготовления ватной игрушки. Художники разрабатывают специальную методику под каждую из коллекций: «Зимние забавы», «Сказки Пушкина», «Ретроигрушки» и другие. По этой методике начинающие мастера произвели уже более 5000 игрушек.

В ближайших планах Мануфактуры — подведение итогов Всероссийского конкурса ватной игрушки «Сказки народов России», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, по результатам которого в музее ватной игрушки состоится тематическая выставка, а для победителей и номинантов конкурса будут дополнительно организованы выездные мероприятия.

Мануфактура и музей ватной игрушки прокладывают маршрут к возрождению старинного ремесла в традициях артелей XX века. Они наглядно показывают, каким уникальным культурным наследием является русская ватная игрушка. И в наших силах это искусство бережно хранить, активно развивать и достойно передавать будущим поколениям.

О.Ю.Задонская, Центр ремесел «Семейные традиции».
В статье использованы фотографии с конкурса «Сказки народов России — кукольная этнография», организованного музеем ватной игрушки