Город Баласагун (Бурана)

Много веков назад, на одной из караванных дорог, связавших Китай, Индию, Среднюю Азию, Ближний Восток и Европу, стоял великий город Баласагун, столица империи Караханидов. Баласагун существовал в Х–ХIV веках на территории Чуйской долины нынешнего Кыргызстана, близ современного города Токмак.

В 940 году Караханиды — первая тюркская династия, официциально принявшая ислам, — завоевывают Баласагун, который становится столицей их государства (наряду с Кашгаром). После разделения на Восточный и Западный каганаты в 1041–1042 годах он остается главным городом восточной части империи. С 30-х годов ХII до начала XIII века город является столицей государства Западный Ляо (каракиданей, каракитаев), а с 1211 по 1218 год — найманов. В начале ХIII века, при монголах, город получил название Гобалык и просуществовал до ХIV века.

Баласагун — яркий пример развития мусульманского города в северо-восточной части Центральной Азии. Археологические материалы, найденные на его территории, вместе с данными письменных источников отражают кардинальные изменения после того как ислам занял монопольное положение в регионе. Поменялся образ жизни, погребальная обрядность, распространился арабский язык и письменность, сформировалась монументальная архитектура, в изобразительном искусстве стал преобладать орнаментализм и многое другое.

На исторической территории также была найдена вещественная коллекция, связанная не только с мусульманством, но и с буддизмом и сиро-несторианством. На городище обнаружены захоронения как мусульман, так и христиан-несториан, что не только демонстрирует межкультурное и межрелигиозное взаимодействие, но и свидетельствует о толерантности и веротерпимости. На мусульманских погребениях обнаружены намогильные камни с эпитафиями в честь богословов-правоведов, муфтиев, имамов и других религиозных деятелей, а также простолюдинов. Даты на них обозначены как по исламскому, так и по традиционному тюркскому календарю. На христианских кладбищах были найдены камни с эпитафиями на сирийском языке с изображением креста.

Средневековый мегаполис

Множество сохранившихся кирпичных фундаментов домов, базарных площадей, различных построек говорит о том, что Баласагун был весьма крупным и развитым городом. Согласно историческим документам, в Баласагуне проживало около 16 тысяч жителей, площадь составляла около 30 км². Для своего времени он был мегаполисом. Здесь кипела жизнь, одни караваны сменялись другими. Прохождение через него караванов с иностранными товарами подтверждается находками всевозможных монет, украшений, керамики и других изделий, нередко европейского происхождения. Город развивался и по праву считался одним из самых богатых среднеазиатских населенных пунктов.

Так как Баласагун формировался в иных историко-культурных условиях, чем остальные средневековые городища Чуйской долины, то он не имеет цитадели, а шахристан его отличается небольшими размерами, зато округа, в пределах длинных стен, весьма внушительна. Центральная часть города имеет форму четырехугольника с размерами сторон 570×500×600×570 метров. Его стены с башнями сохранились на высоте до 4 метров. Предместье было окружено двумя концентрическими кольцами валов, внешнее из которых достигало 17–20 километров.

Баласагун неоднократно упоминается в письменных источниках, там проводились важные исследования в области культуры, искусства, науки, математики, астрономии и философии. Известен он был и своими выходцами, среди которых основоположник тюркской художественной литературы поэт Юсуф Баласагуни, написавший первое произведение на тюркском языке — поэму «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»).

Башня-легенда

Время не пожалело город, превратив большинство построек в руины, но главная его достопримечательность сохранилась — помпезная и величественная башня Бурана. Она является минаретом мечети Джами и считается одним из первых сооружений аналогичного типа в Центральной Азии. Минареты обычно строились при мечетях и предназначались для того, чтобы созывать верующих на прочтение молитвы. Историки и археологи полагают, что мечеть находилась с западной стороны башни. По аналогии с большинством других минаретов вершина башни Бурана была увенчана куполом-фонарем, имевшим четыре дверных проема в направлении сторон света.

Этот памятник архитектуры уникален, так как он является единственной сохранившейся до наших дней постройкой подобного типа конца X — начала XI века. Его подлинность подтверждена многими исследованиями, в частности архитектурной композицией, художественно-декоративными и строительными приемами, характерными для подобных сооружений того времени, а также археологическими материалами, полученными в процессе раскопок как возле самой башни, так и в иных местах древнего городища.

Башня, чья высота достигала 45 метров, пострадала во время землетрясений и была отреставрирована в 1970-е годы согласно первоначальному облику. Сегодня ее высота равна 21,7 метрам, оригинальные структуры составляют 70 процентов. Она использовалась Караханидами и как минарет, и как сторожевая башня. На вершине всегда находился специальный человек, который фонарем показывал путь дальним караванам, чтобы они не заблудились в пути.

Башня, построенная из жженого кирпича, имеет форму сужающегося к верху цилиндра, внутри которого находится винтовая лестница. Фундамент, выполненный из глиняного раствора с камнем, облицован мрамором. Над фундаментом расположен подиум, на который надвинут цоколь из жженого кирпича восьмигранной конфигурации. Внешние стены украшены декоративными кирпичами. Внутреннее пространство башни освещается двумя окнами. С вершины открывается чудесный вид. В башне также можно увидеть гробницу, однако неизвестно, кому она принадлежит. Помимо этого, в башне хранятся найденные в округе исторические памятники и предметы ручной работы.

Рядом с башней находится «сад камней» — небольшая коллекция балбал (старинные каменные изваяния), или курганских стел. Эти маленькие каменные фигуры использовались для почитания мертвых и иногда отмечали место, где было похоронено тело, древние надгробные памятники, древние жернова и камни с наскальными рисунками (I тысячелетие до н.э.). Балбалы изготовлены из специально подобранных удлиненных камней, которым после несложной обработки придавались формы человеческой фигуры. В подавляющем большинстве изображались мужчины с усами и бородой, иногда воспроизводилась прическа в виде кос. В правой руке часто изображался кубок, левая рука лежала на рукояти меча или кинжала, подвешенных у пояса. Наиболее тщательно сделанные изваяния дают полное представление о покрое одежды, головных уборах, серьгах, браслетах, ожерельях и других украшениях того времени.

О башне Бурана сложено множество легенд, она окутана ореолом печали и загадочности. Самая известная из легенд рассказывает о хане, у которого была дочь, достойная всяческих похвал. Ее красота и ум снискали любовь народа, и, казалось бы, девушку ждало счастье и мирное существование. Но предсказатель напророчил ей ужасную гибель от укуса каракурта (черного паука), который в то время водился в этих краях. Страшась за жизнь дочери, хан решил возвести башню, которая спасла бы ее от страшного предсказания. Ханская красавица жила на самом верху, а каждого посетителя тщательно проверяли. Но от судьбы не уйдешь. В день рождения, когда дочери исполнилось 16 лет, случайно хан сам принес каракурта в виноградных листьях. И обещанный ядовитый укус погубил молодую девушку. Обезумев от горя, хан ударил стену башни кулаком и снес несколько верхних кирпичных рядов. С тех пор сооружение и осталось стоять полуразрушенным.

Материалы предоставлены Национальной комиссией Кыргызской Республики по делам ЮНЕСКО