Плат узорный до бровей

В России платки издавна пользовались популярностью: элегантный аксессуар, защищающий от холода и солнца, был логическим завершением женского костюма. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику девушки. В прошлом шелковые турецкие палантины и европейские кружевные шали всегда были желанным подарком. Однако со временем и внутри страны стали выпускать множество платков, ставших символами России.

Набивной павлопосадский платок

В середине XIX века в России складывается особый центр производства национальных платков — Павловский Посад. Набивные шелковые и шерстяные изделия подмосковных фабрик моментально раскупались на ярмарках. Яркие, красочные, практичные, они сразу стали любимы народом. Популярности изделий павлопосадских мастеров способствовала их универсальность: платок шел всем и ко всему. Уже к началу XX века павлопосадские изделия покоряют свое­образием и национальной самобытностью даже крупные международные выставки. Это время можно считать периодом, когда окончательно сложился стиль павлопосадского платка. Его отличительной особенностью стала безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Узор набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. С середины 1920-х годов традиционный цветочный орнамент получил иную трактовку: цветочные формы укрупняются и обретают объемность. Колорит платков строится на ярких контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок.

В последнее десятилетие идет активная работа по восстановлению рисунков старых павлопосадских шалей. Наряду с развитием классической линии появляются новые, современные орнаменты в соответствии с модой и стилем времени, меняется цветовой строй изделий. Но, как и много лет назад, павлопосадский платок остается самым популярным в России.


Оренбургский пуховый платок

Производство платков из козьего пуха зародилось более двухсот лет назад. В 1857 году на выставке, проходившей в Париже, впервые презентовали продукцию из Оренбурга. После этого к платкам пришли всемирная слава и признание.

Чем же объяснить невероятную популярность этих изделий? Все дело в местной породе коз. Их пух — самый тонкий в мире и очень прочный. Шали получаются легкими, изящными и нежными, но согревают даже в сильные мо­­розы. Удостовериться в качестве готового изделия легко. Если оно проходит через кольцо, то полностью соответствует стандартам.

В основе вязания оренбургских платков лежат нити из шелка или хлопка. Работа невероятно сложная и кропотливая, на которую уходит много времени и сил. Первым делом сырье очищают от волосков, прочесывая несколько раз. Затем на веретене прядут нити и объединяют шелковую «паутинку» с пуховой. Полученную пряжу скручивают в клубок, а после плетут шаль. Готовый платок повторно чистят и отбеливают. На создание аксессуара уходит от пары дней до нескольких недель. Каждый платок обладает неповторимым орнаментом, а потому изделие является уникальным и не имеющим мировых аналогов.

Плотные шали из пуха серого или белого оттенка предназначены для ежедневного использования. Тонкие «паутинки» надевают на праздничные мероприятия. Ажурные шарфы-палантины подойдут для торжественных мероприятий, вяжутся только вручную и стоят недешево.


Кружевной вологодский платок

История зарождения промысла уходит в XIX век, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. Образцы привозились со всего мира: из Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Все это послужило основой для появления уникального способа плетения на коклюшках, техника которого впоследствии легла в основу знаменитого вологодского кружева.

Главное декоративное качество вологодского платка — его ажурность. Именно ажурные решетки фона, то прозрачные, почти невесомые, то более густые, замысловатые рисунки, позволяют кружеву пропускать через себя свет, придают ему легкость и невесомость. На этом фоне выделяются более плотные узоры — геометрические или растительные. Контуры фигур обводят «сканью», более толстой или цветной нитью, придающей орнаменту рельефность.

Некоторые виды кружева обладают еще одним необычным свойством: кажущейся многомерностью узоров. Орнамент то четко читается на фоне решетки, как бы отрываясь от нее, то словно отступает в глубину. Богатая игра светотени достигается благодаря разнообразию фактуры нитей. Вместе с тем в России есть и вологодское кружево без ажурного фона — узоры сплетены настолько густо, что главным выразительным средством такого платка становится цвет или рельеф.


Дагестанский платок гюльмендо

«Гюльмендо» в переводе с тюркского означает «мой цветок». Действительно, в композиции набивного рисунка этого шелкового платка основной массив составляют цветочные мотивы и лишь изредка встречаются орнаменты из животных, рыб и птиц. Каждый узор — это определенный символ, поэтому платок считался не только аксессуаром, но и оберегом.

У этого головного убора уникальная история. Родиной гюльмендо принято считать Иран, откуда несколько веков назад образцы платков с яркими рисунками попали в Азербайджан. Оттуда в начале XX века гюльмендо пришел в Дагестан, где приобрел невероятную популярность, на него возникла мода, появилось производство. Изначально изготовлением этих уникальных платков занимались только мужчины. Частые узоры наносились с помощью трафаретов, сделанных вручную. Сантиметр за сантиметром краска покрывала белую шелковую ткань. Затем для закрепления цвета полотно отпаривали. Но если азербайджанские келагаи отличались яркостью, то дагестанские гюльмендо были более аскетичны по цвету.

До недавнего времени производство узорных шелковых платков гюльмендо в Дагестане было практически забыто. В начале 2000-х годов народный промысел был восстановлен в виде кустарного производства с сохранением всех технологических требований и художественно-эстетических норм изделия.

Стоит такой платок от 20 до 35 тысяч рублей, ведь многие гюльмендо — это настоящие произведения искусства, готовые картины с райскими садами и замысловатыми лабиринтами. Их носят в праздники, дарят на свадьбы, они — часть традиционных костюмов и элемент антиквариата.


Шелковый осетинский платок

Шелковый кружевной платок — значимая деталь осетинского праздничного женского костюма. Шаль называют «цыллае хыз», что в буквальном переводе означает «сетка из шелка-сырца». Филейное плетение из шелка расцвело в Осетии в конце XVIII — ­начале XIX века, когда смекалистые женщины стали массово разводить гусениц шелкопряда. Осетинские рукодельницы плели сетку с помощью шелковой нити, филейной иглы (челнока) и палочки или плоской дощечки. Изготовленный подобным способом платок получил распространение по всему Кавказу, например, у чеченцев он известен как осетинская шаль.

Цыллае хыз различался по форме, которая могла быть как треугольной в виде косынки, так и квадратной и прямоугольной. Размер сетки и толщина шелковой нити также могли отличаться. Свадебные платки были натурального светло-бежевого цвета (некрашеный шелк), известны и платки черного оттенка. Но главной особенностью осетинских шалей был народный орнамент, вышитый на сетке, и вид обработки каймы — кружево или бахрома.

В Осетии умение плести традиционные платки из шелка бережно хранят и передают по наследству.

А.В.Ищенко


Аксессуар со смыслом

Обычно, рассказывая о широком распространении платочных производств в России, вспоминается лишь исключительная роль и особое значение головного платка в русском национальном женском костюме. Однако платки были и в мужском гардеробе, а некоторые аксессуары из хлопка, шерсти и шелка выпускали к памятным датам и важным событиям.

Платок «Устав караульной службы»

Изготовлен фабрикой Товарищества Даниловской мануфактуры (Москва) в 1910-х годах и предназначался для солдат, чтобы наглядно продемонстрировать основные положения устава и схему новейшего на тот момент вооружения — винтовки Бердана.

Платок «Подвиг Ивана Сусанина»

Отпечатан на Даниловской мануфактуре в Москве в 1913 году и посвящен 300-летию правления дома Романовых.

Платок «Тысячелетие России»

Был выпущен в 1862 году, когда Россия праздновала тысячелетие. В Великом Новгороде в кремле был установлен памятник, изображенный на платке.