И «карман», и щит России

За восемь веков своей истории Нижний Новгород сыграл как минимум три исторические роли. Он возник как пограничная крепость, благодаря знаменитой Нижегородской ярмарке считался «карманом России», а в ХХ веке стал городом заводов-гигантов, выпускавших как гражданскую, так и военную продукцию.

Кремль-богатырь

О Нижнем Новгороде как щите России напоминает кремль XVI века. Его строительство началось в 1508 году под руководством итальянского зодчего Пьетро Франческо (Петра Фрязина) и завершилось около 1515 года. Архитектору пришлось решить сложнейшую задачу: от одной из башен (Часовой) стена огромными уступами спускается вниз по высокой горе.

Зубцы стен имеют прямоугольную форму, они украшены кирпичным орнаментом в виде «ласточкина хвоста», напоминающего о двурогих зубцах итальянских крепостей и Московского Кремля. В каждом пятом зубце имелась бойница. Она предназначалась для стрельбы из ручной пищали, лука или самострела (арбалета). Изнутри к каждой бойнице примыкает треугольная ниша, позволяющая стрелку свободно перемещать оружие и занимать наиболее удобную позицию.

Если противник подобрался к стене, по нему можно было вести огонь из бойниц «подошвенного боя», находившихся в самом низу. Кроме того, прорвавшегося к стене врага ждал убийственный боковой огонь с башен. Прекрасные возможности для его ведения обеспечивало то, что в Нижегородском кремле башни значительно выходят за линию стен. Это соответствовало последним достижениям мировой военной науки того времени. А еще выдвинутые башни не перекрывали боевой ход, поэтому защитники могли быстро и свободно перемещаться по нему вдоль стен.

За несколько веков службы кремль сильно обветшал. К Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года по проекту архитектора Н.В.Султанова была проведена капитальная реконструкция его главной (Дмитриевской) башни, после чего она приняла привычный для нас сегодняшний вид, став одним из символов города. Но остальные башни и стены находились в плачевном состоянии. В 1949 году началась масштабная реставрация Нижегородского кремля. Долгие годы ей руководил архитектор С.Л.Агафонов. По его проекту этот замечательный памятник средневекового зодчества был возрожден и стал главной достопримечательностью Нижнего Новгорода.

Каменное строительство XVII века — символ расцвета города

В XVI–XVII веках границы государства далеко отодвинулись от Нижнего Новгорода. Удобное положение при слиянии двух больших судоходных рек — Оки и Волги сделали Нижний Новгород крупным торговым городом. Зримым проявлением хозяйственного расцвета стало развернувшееся в Нижнем Новгороде в середине — конце XVII века грандиозное каменное строительство.

Прежде всего из камня возводились храмы. На сегодняшний день самое старое из церковных сооружений Нижнего Новгорода — это здание Михайло-Архангельского собора в кремле, где теперь покоится прах русского национального героя Кузьмы Минина. Оно является прекрасным образцом шатрового стиля. Михайло-Архангельский собор был построен в 1631 году — в благодарность нижегородцам за сбор ополчения, победившего в 1612 году поляков.

При царе Алексее Михайловиче (9 марта 1629 года — 29 января 1676 года) перестали строить шатровые храмы. Отныне церкви венчали только куполами. Примером такого храма является церковь Жен-Мироносиц, построенная в 1649 году. Здесь колокольня, трапезная и сам пятиглавый храм расположены на одной линии с запада на восток и представляют единое целое. Такой тип храма называется «корабль». Мироносицкая церковь в Нижнем Новгороде — первый в истории древнерусской архитектуры храм подобного типа.

В 1672 году промышленник Афанасий Олисов возвел на Ильинской горе изящный пятиглавый Успенский храм. У него уникальный тип крыши: «крещатая бочка в четыре лица». «Бочкой» на Руси называли крышу в виде незамкнутого цилиндра с заостренным верхом, похожим на киль корабля. Такой тип крыши обычен для древнерусских деревянных зданий. Значительно реже «бочки» встречаются в каменной архитектуре. Успенская же церковь единственная в своем роде: у нее две «бочки» перекрещиваются, поэтому у крыши получалось четыре фронтона («лица»). Поблизости Олисов выстроил для себя каменный жилой дом. Его отличительной чертой является крыша в виде бочки (но деревянной) над крыльцом.

Богатейший солепромышленник Г.Д.Строганов примерно в 1699–1702 годах возвел церковь Собора Пресвятой Богородицы. Строгановская церковь до сих пор вызывает восхищение нижегородцев и гостей города роскошным белокаменным убранством и сиянием разноцветных куполов.

Помимо того, что эта церковь является одним из лучших образцов «строгановского» барокко, она замечательна еще и тем, что на ее колокольне были установлены первые в России башенные часы европейского типа. В старых русских часах — в отличие от западноевропейских — крутился циферблат (он назывался «указной круг»). Стрелка же (изображавшая солнечный луч) оставалась неподвижной. Такими когда-то были часы на Спасской башне Московского Кремля. В строгановских часах, как и в современных, стрелка крутилась, а указной круг был неподвижен. Он украшает колокольню до сих пор и представляет собой каменную окружность с вырезанными по ее длине древнерусскими (буквенными) обозначениями цифр — от одного до семнадцати. Семнадцать их было на всех русских часах того времени, поскольку из стольких часов состоял самый длинный в году день.

«Карман России»

Именно так город стали называть в XIX веке благодаря знаменитой Нижегородской ярмарке. Среди продававшихся на ней товаров большим спросом пользовалось железо. Торговавшие им купцы Рукавишниковы были богатейшими людьми в городе. На набережной Волги они возвели дворец с великолепной мраморной лестницей. Для воплощения вычурных фантазий Рукавишниковых наряду с нижегородским архитектором Р.Я.Килевейном и его одаренным помощником П.С.Бойцовым был привлечен и М.О.Микешин, автор знаменитого памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Скульптор украсил фасад завершенного в 1877 году здания мощными фигурами согбенных атлантов, удерживающих роскошный каменный балкон. В простенках между окнами второго и третьего этажей поместились кариатиды. Вход в дом украсило крыльцо с чугунным литьем — характерный признак эклектики в ее нижегородском варианте.
Через тридцать лет Рукавишниковы пригласили в Нижний Новгород короля русского модерна Ф.О.Шехтеля. По его проекту в 1908–1910 годах был построен корпус доходного дома Рукавишникова. Характерным для модерна здесь является применение новых по тому времени отделочных материалов. В данном случае Шехтель использовал для облицовки фасада белую глазурованную плитку. По нижнему этажу шли огромные стеклянные окна-витрины. Фасад украшают чугунные статуи рабочего и крестьянки, олицетворяющие промышленность и земледелие, работы знаменитого скульптора С.Т.Коненкова.

Социалистический город

Во время первых пятилеток в Нижнем Новгороде (в 1932 году получившем новое имя — Горький) появился ряд крупнейших промышленных предприятий. Наиболее известен из них Горьковский автозавод. Для его сотрудников предполагалось возвести на левом берегу Оки особый город. Он получил название Соцгород (Социалистический город). В нем в 1930-е годы осуществлялись смелые архитектурные эксперименты.
Так, квартал № 4 Соцгорода (архитектор И.А.Голосов) составляет одно огромное здание из шести домов высотой от пяти до восьми этажей. В нем 55 подъездов. Во внутренний двор можно пройти через один из семи гигантских арочных проемов.
Квартал № 8 Соцгорода причислен к памятникам федерального значения. Его украшением является так называемый радиусный дом, возведенный в 1935–1937 годах архитекторами Н.С.Полюдовым и Н.А.Красильниковым из мастерской зодчих-новаторов братьев Весниных.

Самый знаменитый нижегородец

Нижегородцы гордятся своими знаменитыми земляками. Среди них изобретатель Иван Кулибин, летчик Валерий Чкалов, писатель Максим Горький, создатель судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев. Но самым знаменитым нижегородцем является Кузьма Минин. По его призыву было создано народное ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков.

В начале XIX века нижегородцы решили поставить памятник руководителям народного ополчения — Минину и Пожарскому. Они пожертвовали на его сооружение 18 тысяч рублей. Подключились и жители других губерний. Не остался в стороне и царь. Александр I лично внес 20 тысяч рублей. Всего было собрано 136 тысяч рублей.

Между тем памятник работы скульптора И.П.Мартоса оказался столь красив, что комитет министров в 1811 году решил поставить его в Москве на Красной площади. А в Ниж­нем Новгороде предписывалось соорудить обелиск в память о подвиге Минина и Пожарского, на что и употребить те 18 тысяч рублей, которые были собраны непосредственно нижегородцами. В 1828 году обелиск был торжественно открыт.

Памятник Мартоса тоже появился в Нижнем Новгороде, но только в виде копии, выполненной скульптором З.К.Цере­тели. В 2005 году она была установлена на новой городской площади — Народного единства.

Главная площадь Нижнего Новгорода тоже носит имена Минина и Пожарского. Там возвышается памятник Минину, созданный скульптором О.К.Комовым в 1988 году.


21 августа 2021 года Нижний Новгород посетил Президент Российской Федерации В.В.Путин. В ходе визита глава государства принял участие в торжествах по случаю 800-летия города, ознакомился с ходом реконструкции центрального городского парка и осмотрел Нижегородский кремль, отреставрированный к юбилейной дате.


Ф.А.Селезнев, доктор исторических наук, профессор