Куня-Ургенч — жемчужина Хорезма

В 2005 году в Список всемирного наследия был включен туркменский город Куня-Ургенч. В неповторимом созвездии древних городов Центральной Азии он занимает совершенно особое место.

Глядя на почти пустынную равнину с несколькими одиноко стоящими монументами, трудно представить, что когда-то здесь была цветущая столица империи хорезмшахов, а затем — еще более крупный по площади и населению центр на южных рубежах Золотой Орды. О былом великолепии архитектуры этого города, по-праву называемого жемчужиной или сердцем Хорезма, напоминают сохранившиеся до наших дней выдающиеся архитектурные сооружения XII–XIV веков. Они таят в себе столько загадок, что еще не одно поколение исследователей будет пытаться ответить на вопросы, возникающие при близком знакомстве с этими творениями средневековых мастеров.

На примере памятников Куня-Ургенча можно увидеть поразительное многообразие приемов и декора исламской архитектуры Центральной Азии. Здесь имеются сооружения из сырца и жженного кирпича, простые однокамерные купольные постройки, восходящие к древнему чартаку, и сложные по композиции здания иногда с длительной историей развития, ремонтов и переделок. Есть тут и ранние типы дворовой мечети, имевшей вид гипостильного зала, но давно погребенные под землей, есть и до сих пор не утративший своей первоначальной высоты круглый минарет, столь характерный для этого региона. Здесь представлены самые различные виды строительных конструкций, четкие формы куполов и шатровых покрытий мавзолеев. Эти памятники демонстрируют также эволюцию способов обработки внутренней поверхности сводов от ячеистых парусов к сталактитовым (мукарнас), причем последние доведены местными мастерами до высочайшего совершенства. Наконец, лучшие памятники этого города отличаются высокой степенью декоративности. Они дают блестящие образцы классических арабесок в монохромной терракоте и яркой красочности эмалей. Безудержная игра цвета, оживляющая геометрическую сухость орнамента, не соперничает, а предвосхищает тотальную полихромию гораздо более поздних памятников Самарканда, Шахрисябза, Герата, Исфахана, Хивы и ряда других азиатских городов.

В средние века в Старом Ургенче, или Гургандже, как он назывался в домонгольское время, существовала самобытная школа мастеров-строителей. Традиции этой школы распространились на обширной территории мусульманского мира и прослеживаются в конструкциях, формах и декоре многих сооружений Мавераннахра, казахстанской степи и золотоордынских городов Поволжья, а также в Закавказье, Турции, Иране, Афганистане, Индии. Самые тесные архитектурные связи обнаруживаются, конечно, с районами Хорезма, окружающими Куня-Ургенч, и с областями, непосредственно входившими в состав государства хорезмшахов. Прежде всего это город Дехистан с его монументальными руинами на юго-западе Туркменистана.

Когда возник Гургандж? Подобно множеству других древних городов, чьи истоки теряются в непроглядной тьме слишком далекого прошлого, его хронология восстанавливается только на основе археологических находок. Одна из них позволила открыть целую страницу жизни доисламского Гурганджа. Проведенные 30 лет назад раскопки холма Кыркмолла убедительно показали, что ядро города с мощной фортификацией сложилось уже в античное время. В начале VIII века сюда пришли арабы, а вместе с ними и новая религия — ислам. И если об античном и раннесредневековом Гургандже в сущности ничего неизвестно, то мусульманский период его истории восстановлен во многом благодаря тому, что остались бесценные свидетельства современников, собранные сначала в арабских, а затем в персидских и хивинских рукописных книгах. Наиболее ранние свидетельства арабских географов относятся к Х веку, когда этот город уже был столицей северной части Хорезма, крупным культурным, ремесленным и торговым пунктом. Политическая история возвышения Гурганджа, с начала XI века оттеснившего на задний план город Кят (столицу южной части Хорезма) и ставшего центром объединенных владений, освещена во многих исторических трудах.

За минувшее тысячелетие город пережил несколько циклов расцвета, упадка и разрушения, среди которых выделяются два самых прославленных и увековеченных в памятниках архитектуры. Это 1097–1231 годы — период хорезмшахов-­Ануштегинидов, когда Хорезм превратился в крупнейшую на Среднем Востоке империю со столицей в Гургандже. Распад этого государства связан с монгольским нашествием, когда столица была подвергнута разрушению, а дата прекращения династии связана с гибелью последнего хорезмшаха Джелал ад-Дина, 10 лет возглавлявшего борьбу с монголами.

Второй период связан с вхождением Хорезма в состав Золотой Орды — государства Джучи, старшего сына Чингисхана и его династии. Через столетие после разгрома города, в начале XIV века, произошел новый расцвет культуры при эмире Кутлуг-­Тимуре — золотоордынском наместнике Ургенча. Вскоре после него в городе воцарилась независимая местная династия Суфидов, во многом продолжившая созидательную работу, прерванную в 1388 году новым разгромом, который учинил самаркандский правитель Тимур. После этого город уже потерял свое прежнее значение и не­­уклонно деградировал.

В XVII веке дефицит воды вынудил жителей покинуть этот город и переселиться на другое место, названное Новым Ургенчем (Янги-Ургенч на территории современного Узбекистана). С тех пор развалины былого Гургнаджа и стали Старым Ургенчем (Куня-Ургенч). В 1831 году, после того как был прорыт обводнительный канал, хорезмские туркмены вновь заселили его севернее развалин средневекового города. С этого времени начинается развитие современного города.

Четыре мавзолея являются главными достопримечательностями Куня-Ургенча. Самой старой считается усыпальница хорезмшаха Иль-Арслана (вторая половина XII века). Этот миниатюрный памятник не имеет ярко выраженного портала, как у других мусульманских мавзолеев, но в нем особо акцентируется главный вход. Он разбит на три глубокие арочные ниши и оформлен плитками резной терракоты с растительным узором. Завершает всю композицию фасада рельефная керамическая надпись. Двенадцатигранный шатер над этим мавзолеем украшен глазурованными кирпичами небесно-голубого цвета, из которых составлен простой геометрический орнамент.

Мавзолей хорезмшаха Текеша имеет почти те же составные части, но в более монументальном масштабе. В основании памятника — квадратная призма, на ней — высокий гофрированный барабан, разделенный на 24 ниши со сталактитовыми завершениями и шатром в виде конуса. На нем сохранилась выкладка из глазурованных кирпичей, напомина­ющая рисунок на шатре Иль-Арслана. Особую ценность представляет кольцевой эпиграфический фриз, состоящий из прямоугольных плит с рельефным арабским шрифтом, целиком покрытых синей глазурью. Часть этих плит давно утрачена, а несколько экземпляров находятся в коллекции отдела Востока Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В черте современного Кёнеургенча находится еще одна неординарная постройка — ханака знаменитого суфийского шейха Наджм ад-Дина Кубра, включающая четыре купольных помещения: вестибюль, две комнаты для собраний и гурхану — усыпальницу самого шейха. Стройный по своим пропорциям портал главного фасада когда-то был полностью облицован майоликовыми плитками, но остались арабские надписи и главным образом цветочно-растительные элементы, характерные для хорезмийской архитектурной керамики. Но самая главная достопримечательность находится внутри здания, в гурхане. Там сохранился, хотя и в сильно поврежденном состоянии, монументальный кенотаф — надгробие над мнимой могилой шейха. Оно, так же как и портал, было полностью облицовано майоликовыми плитками со сложнейшим орнаментом в традиционной для Хорезма сине-белой гамме. Этот памятник, совершенный в архитектурном и художественном отношении, датируется XIV веком.

Но самым восхитительным сооружением Куня-Ургенча, безусловно, следует признать мавзолей Тюрабек-ханым. За выдвинутым вперед высоким и глубоким порталом находится небольшой купольный вестибюль, а на главной оси — шестигранный зал площадью около ста квадратных метров, стены которого обильно украшены резной кашинной мозаикой. Над залом словно парит перевернутая сфероидная чаша, на которую нанесено мозаичное панно тончайшей работы — интенсивный по цвету и пространственно сложный гирих (геометрический узор из звезд и многогранников с цветочно-растительным заполнением). С наружной стороны грани мавзолея оформлены четырьмя глубокими и стройными арочными нишами, между которыми — проемы четырех больших арочных окон. Над зданием на высоком барабане с двенадцатью узкими окнами возвышался синий глазурованный шатер конической формы, от которого сохранился лишь небольшой кусок. Все фасады, включая барабан и портал, были покрыты изразцами в четких кирпичных обрамлениях. Относительно времени сооружения этого яркого архитектурного памятника точных сведений нет, но оно прочно связано с именем Тюрабек-ханым, которая была женой Кутлуг-Тимура, умершего в 1335 году. При них ли построили этот памятник, либо еще позже, в 60–70-е годы XIV века, когда в Хорезме правили Суфиды, — вопрос до сих пор открытый.

Есть, наконец, целый список в высшей степени интересных зданий Куня-­Ургенча, от которых остались одни названия. Это так называемая академия Мамуна, медресе и библиотека Низам ал-­Мулька, медресе Мухаммеда ан-Несеви, Шихаб ад-Дина Хиваки, Кутлуг-Тимура, мавзолей имама аз-­Замахшари, не говоря уже о дворцах, мечетях или городских воротах. Сказать о них что-то определенное пока, увы, невозможно.
Сегодня куня-ургенчский ландшафт со всеми его строениями, руинами и пока немыми холмами не просто сохраняется как уникальное место на земле, куда стремятся люди из других городов и стран, чтобы ощутить живое дыхание старины. Этот заповедный уголок обрастет современной инфраструктурой, облегчающей визиты путешественников, деятельность археологов и реставраторов, а главное — создаст дополнительные ресурсы для экономического благосостояния населения этого региона и определит специфику дальнейшего развития современного Куня-Ургенча.

Р.Г.Мурадов, историк архитектуры