Подземный музей

Ежедневно спускаясь в метро, мы и не замечаем, какие сокровища открываются нашему взгляду. Мрамор и гранит, бронза и хрусталь, смальта и витражное стекло — разнообразие материалов, использующихся в отделке метрополитенов, поражает воображение. Неслучайно многие станции российской подземки признаны памятниками архитектуры.

Первые станции действительно строились как подземные дворцы — средств на их убранство не жалели. Когда 15 мая 1935 года официально открыли московский метрополитен, посетители увидели нечто удивительное: большие светлые пространства, отделанные мрамором, скрывали невероятные произведения искусства, которым могли позавидовать многие музеи мира. Чтобы рассказать обо всех приемах и технологиях, использующихся в отделке метро России, понадобится целая энциклопедия. Остановимся на самых знаковых и запоминающихся декорах.


Смальтовая мозаика

Ее образец — станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Она задумывалась как парадная, ведь сюда спускались прибывающие сразу на три московских вокзала. Оформление станции доверили талантливому художнику Павлу Корину. На своде перронного зала расположились большие панно на тему Победы, изображающие военные трофеи разных исторических периодов. Яркость мозаике придает золотая смальта — непрозрачное цветное стекло, обработанное оксидами различных металлов. Этот материал практически не портится и не разрушается с течением времени.

Павел Корин сконструировал и мозаику из смальты в торце зала метро «Новослободская» — женщина с ребенком, тянущим руки к солнцу.

В технике смальтовой мозаики выполнена богатая картинная галерея станции метро «Киевская». Панно обрамлены позолоченной лепниной и похожи на музейные картины в рамах.

Самое большое панно из смальты петербургского метрополитена (21 метр в длину) находится на станции «Звенигородская». Его авторы — Александр и Егор Быстровы. Отец и сын работали и над смальтовой мозаикой, украшающей стены подземного зала «Адмиралтейской».

Сразу два вида роскошной мозаики украсили и современную станцию метро «Бухарестская» в Санкт-Петербурге, открытую в 2012 году: в южном торце центрального зала — панно «Осень» из смальты, а в вестибюле — «Бухарест» из цветного мрамора во флорентийской технике.


Флорентийская мозаика

Еще один вид — мозаика из цветных минералов. Ее наверняка могли наблюдать те, кто побывал на станции «Чеховская» в Москве. Стоит дождаться, пока отъ­едет поезд, и на стенах напротив перрона появляются настоящие произведения искусства. Панно из 17 видов цветных минералов — от лазурита до яшмы — выполнены художниками Петром и Людмилой Шорчевыми. Каждое изображение состоит из разных по форме каменных пластинок, плотно подогнанных друг к другу — так, что границы между ними почти не видны и определяются лишь разницей в цвете. В арсенале художников — только естественный цвет и рисунок камня, из которого и получаются картины.

Панно в технике флорентийской мозаики украшают и своды зала метро «Белорусская-кольцевая». Но самое интересное на станции — это потолок. Подняв голову, можно увидеть 12 мозаичных панно со сценами жизни белорусских крестьян. Все изображения выполнены из натурального камня.

В Санкт-Петербурге полюбоваться старой техникой итальянских мастеров можно на станции метро «Балтийская» — почти всю торцевую стену центрального подземного зала занимает монументальное панно «1917». Как и другую станцию первой ветки — «Нарвскую» — флорентийской мозаикой ее оформляли Георгий Рублев и его сын Игорь Рублев. Художники вспоминали: чтобы отыскать в груде мрамора камни нужного оттенка, им пришлось почти все лето провести в цехах Московского мраморного завода.

Выразить силу и характер своего края удалось создателям станции «Сибирская» в Новосибирске: восемь панно в технике флорентийской мозаики на стенах зала рассказывают о недрах богатой земли и красоте ее природы. А в Нижнем Новгороде мозаика из цветных минералов украшает кассовые залы метро «Московская»: на панно история и современность российской столицы.


Мозаичный витраж

Эталоном витражного декора в метро принято считать станцию «Новослободская» в Москве. 32 композиции из цветного стекла делают ее по-настоящему сказочной. Витражи, кстати, были выполнены в Риге из того же материала, что использовался для декора католических соборов.

А вот декоративное решение современной станции «Трубная» выглядит настолько традиционно, что создается впечатление, будто она была построена несколько десятилетий назад. Трудно даже сказать, чего тут больше: мозаичности или витражности. С одной стороны, картины в зале сложены из отдельных стеклянных тессер, с другой — они прозрачные, подсвечены с обратной стороны и выглядят как окна. Автор витражей — Зураб Церетели — изобразил на них древние города России. Узнать каждый из них можно по характерной архитектуре и подписям, «встроенным» в композицию.

В Петербурге полюбоваться мозаичными витражами можно на станции метро «Парнас». Их особенность — комбинированная техника: частично из цветного, частично из окрашенного стекла.


Майолика

Мозаика из майолики в стиле гжель «Ярмарка в Замоскворечье» украшает южный вестибюль станции метро «ВДНХ». Картина сложена из небольших керамических плиток, которые подверглись обжигу с использованием цветных глазурей. Создать сюжет из отдельных элементов в такой технике — задача не из легких. Это особенно удалось академику живописи Евгению Лансере, оформителю станции «Комсомольская» Сокольнической линии. В необычном и ярком материале он художественно отразил все этапы строительства метро — от работы в шахте до отделки станции.


Барельефы и горельефы

Более 60 барельефов и гипсовых медальонов можно насчитать на пилонах залов метро «Динамо» в Москве. Футбол, метание диска, теннис, тяжелая атлетика, хоккей, гимнастика и другие сюжеты нашли отражение в работах скульптора Елены Янсон-Манизер. Считается, что прототипами для некоторых медальонов служили реальные спортсмены.

По эскизам художника Георгия Мотовилова создавались знаменитые барельефы на станции метро «Электрозаводская» в Москве. На них изображен труд советских людей: машиностроителей, кузнецов, крестьян и, конечно, рабочих электрозавода.

Особенность скульптур этой техники в их объемности. Фигуры как будто выходят из стены, украшая перспективы центрального зала. Главная тема здесь та же — трудовая слава советского народа. Рельефы сделаны из гипса, хотя изначально планировалось выполнить их из мрамора.


Чеканка по меди

Рельефные рисунки на металлических листах — основа декора метро «Пушкинская» в Москве. На 8 чеканках по меди увековечены памятные места из жизни великого русского поэта и строчки из его произведений. Белый мраморный фон стен подчеркивает контрастность металлических рельефов в красновато-оранжевой гамме, а строчки стихотворений передают общее лирическое настроение.


Световые короба

Новый тренд — украшать своды метро световыми коробами, как, например, на станции «Новопеределкино» в Москве. Освещение в них меняется от неоновых до пастельных оттенков, создавая причудливые узоры.

Оригинальностью запоминается и станция метро «Ботаническая» в Екатеринбурге. Ее потолок сделан в виде пчелиных сот — светильников в форме правильных шестиугольников. Они создают мягкий, теплый свет и отражаются в отделанных металлом колоннах. Эту и другие дизайнерские находки воплотили в жизнь местные авторы — екатеринбургские художники, проектировщики и архитекторы.


Картины из стекла

Станция «Битцевский парк» в Москве пока единственная украшена триплексом — закаленным стеклом, склеенным между собой специальной полимерной пленкой. Если пленку в середине раскрасить красками, то получится картинка, «запаянная» в стекле. Из 359 подобных «паззлов» собрано и смонтировано панно, описывающее жизнь конно-спортивного комплекса «Битца».

За годы своего существования станции российского метро стали настоящей сокровищницей идей декора разных периодов. Какими будут станции будущего — покажет время. Но и потом, и сейчас, спускаясь под землю, стоит внимательнее смотреть по сторонам: произведения искусства порой ближе, чем кажется.

Е.В.Малиновская