Сказочный мир Ивана Билибина

Поверья, легенды, сказки — эти произведения устного народного творчества передаются из поколения в поколение и служат надежным проводником в мир древних обычаев и традиций. Такие яркие сказочные образы, как Иван-царевич, Жар-птица, Василиса Прекрасная и Баба-яга, прочно закрепились в современном сознании во многом благодаря таланту художника и иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина. Стиль его произведений безошибочно узнаваем и отличается невероятной выразительностью.

16 августа 1876 года родился один из крупнейших мастеров русского романтического направления стиля модерн, художник, график и иллюстратор Иван Билибин. Его красочные иллюстрации к русским сказкам и былинам, выполненные в характерной декоративно-графической орнаментальной манере, известны во всем мире. Стиль Билибина узнаваем безошибочно: каждый образ предельно выразителен, каждая деталь документально точно воспроизведена. При этом самый известный оформитель русских сказок мог и не стать художником.

Окончив гимназию с серебряной медалью, он по настоянию отца — главного врача военно-морского госпиталя — поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако любовь к живописи взяла верх: параллельно Билибин стал учиться рисованию в школе Общества поощрения художеств, потом — в мастерской Ильи Репина, брал уроки у именитых художников. Поворотным моментом его биографии стала выставка Виктора Васнецова 1899 года в Петербурге, где была представлена знаменитая картина «Богатыри». Она настолько потрясла начинающего художника, с детства следившего за творчеством передвижников, что Билибин целенаправленно взялся за оформление сказок. Однако изначально он не делал иллюстрации на заказ, а рисовал для себя, в стол. Для погружения в атмосферу фольклора и изучения народного декоративного искусства Билибин уезжает в Тверскую губернию, где делает зарисовки деревенской натуры: людей, построек, предметов. Многие из них затем войдут в цикл работ к «Василисе Прекрасной». Билибин и в дальнейшем много времени проводит в этнографических экспедициях, особенно по русскому Северу, вдохновляется лубочным искусством, изучает первоисточники, собирает предметы старины — так его художественное мастерство подкрепляется великолепным знанием предмета.

Еще студентом Иван Билибин стал членом нового объединения художников «Мир искусства», а к моменту окончания университета выработал свою собственную, очень узнаваемую художественную манеру, которую позже стали именовать билибинским стилем. Декоративность цветовых сочетаний, узорчатый, праздничный рисунок и ансамбль композиции — все эти мотивы станут каноном на многие годы для российских и советских иллюстраторов. Безупречные черные контуры Билибин рисовал тончайшей колонковой кисточкой — за четкость и твердость его фирменную линию называли «стальной проволокой». Внутри контура художник использовал сплошную заливку цветом, отчего его работы напоминали искусные витражи. Процесс выполнения рисунков был схож с трудом гравера: набросанный на бумаге эскиз с помощью кальки переводился на ватман. После этого художник тщательно обводил все линии и в последний момент переходил к цвету. Работа очень трудоемкая и кропотливая, поэтому для создания 10 иллюстраций к одной сказке Билибин тратил целые месяцы.

Свои первые работы художник писал акварелью. Их он впервые показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Отточенная билибинская техника сочеталась с изяществом популярного в то время модернизма. Необычными иллюстрациями заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг — лучшая русская типография, которая книг почти не издавала, а занималась печатью банкнот, кредитных билетов и прочей официальной продукции. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности Экспедицию не занимали: она щедро финансировалась государством и нужды в средствах не испытывала. Руководители типографии — князь, известный ученый и академик Борис Борисович Голицын и изобретатель Георгий Николаевич Скамони — устали от однообразия официальной продукции и, заметив иллюстрации молодого художника, предложили ему контракт на четыре года. Так начался профессиональный путь Билибина, за которым очень быстро утвердилась слава первого на Руси художника книги.

Действительно, книги с иллюстрациями Ивана Билибина прекрасно издавались, были эталоном оформления тех лет, продуманным единым книжным ансамблем с типовой обложкой, буквицами и узорами. Каждую свою иллюстрацию он стремился стилизовать под старинную рукопись, а страницы щедро украшал богатым орнаментом, напоминающим резные окна с наличниками.

Неудивительно, что оформленные художником народные сказки быстро вошли в моду и прославились на весь мир. Среди его работ народные «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» «Перышко Финиста Ясно-Сокола», пушкинские «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Иллюстрации Ивана Билибина к русским сказкам и былинам воссоздают сказочный и фантастичный мир русского фольклора.

Наряду с книжной графикой Билибин много работал для театра: делал эскизы декораций к «Садко» и «Золотому петушку» Римского-Корсакова, к дягилевской антрепризе «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского, к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки.

Кроме этого, Иван Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, вместе с другими художниками создал Общество возрождения художественной Руси, писал статьи о народном искусстве для журнала «Мир искусства». Без преувеличения он стал настоящей звездой России начала XX века — знаменитым оформителем самых громких театральных постановок и иллюстратором ярких книжных новинок. Художник был автором герба Временного правительства, в основу которого легли изображения эпохи Ивана III — двуглавого орла с опущенными крыльями без императорских регалий. С 1997 года именно этот орёл стал эмблемой Банка России и размещён на современных монетах и банкнотах.

Став известным художником еще до революции, он много лет прожил в эмиграции, и вернулся на родину на склоне лет. Иван Билибин умер во время блокады Ленинграда в феврале 1942 года в возрасте 65 лет.

Статья подготовлена совместно с сотрудниками реставрационной мастерской «Ваш реставратор».
М.М.Максакова (текст),
Д.С.Оносов (фото)