Столица Золотой Орды

К середине XIII века территория Нижнего Поволжья была завоевана монголо-татарами и вошла во вновь образованное мощное феодальное государство Золотая Орда. Волго-Ахтубинская пойма являлась важным участком торговой магистрали средневековья. Здесь пересекались два крупнейших торговых пути. Один — речной, по Волге, другой — караванный, из Хорезма в Причерноморье.

Административно-политическая значимость, разнообразие природных условий и огромная роль региона в торговых сообщениях обусловили появление здесь целого ряда небольших поселений и крупных городов. Самыми большими и известными из них были две золотоордынские столицы: Сарай-Бату (Старый Сарай) и Сарай-Берке (Новый Сарай, Сарай ал-Джедид). Оба древних городища находятся на реке Ахтубе, между Волгоградом и Астраханью. Сарай-Берке располагался близ села Царев Ленинского района Волгоградской области. Царевское городище — один из крупнейших и интереснейших археологических памятников золотоордынского периода. Городище имеет статус объекта культурного наследия федерального значения и принято на государственную охрану под названием «Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)».

Изучение городища имеет давнюю историю. Этот археологический памятник уже в XVII веке привлекал внимание ученых и путешественников. О грандиозных развалинах в районе Царева указывали в ученых записках российские академики И.П. Фальк и И.И.Лепехин, известный русский историк В.Н.Татищев. Систематическое изучение памятника началось Поволжской археологической экспедицией 1959 года под руководством профессора Г.А.Федорова-Давыдова. За период исследований экспедиции была проделана большая работа в уточнении топографического плана Царевского городища.

Археологические коллекции, привезенные с раскопок, хранятся и экспонируются в Волгоградском областном краеведческом музее и в Государственном Эрмитаже.
Месторасположение для будущего столичного центра было выбрано не случайно. С глубокой древности здесь проходили два торговых пути: речной Великий Волжский путь с севера на юг и сухопутный из Хорезма в Причерноморье.

По мнению ученых, город возник в 30–40-х годах XIV века в период расцвета Золотой Орды и стал второй столицей этого государства. Он формировался на основе монгольской (степной) градостроительной традиции, где действовал принцип: «Где хан, там и центр империи».

Город начал возводиться при хане Узбеке (1283–1341). Его территория, с учетом пригорода, простиралась более чем на 400 гектар. Строительство шло с привлечением огромных материальных и людских ресурсов, основная часть которых была переселена из Средней Азии.

При хане Джанибеке (?–1357) город приобретает значение крупного культурного центра, население которого могло достигать 100 тыс. человек. Недалеко от города на высоком берегу Ахтубы был построен монументальный религиозный центр. Здесь жили и работали известные ученые и богословы. Среди них ученый Камал ад-Дин ат-Туркуман, богослов Саад ад-Дин Тефрезани. Возможно, здесь же располагались и культовые здания других религий.

Это было время расцвета города. В 1351–1352 годах началась чеканка собственной монеты, царицей Тайдулой был выдан ярлык на проезд в Царьград русскому митрополиту Алексию, заключен договор с венецианцами.

Однако всего через несколько лет город прекращает существовать как крупный экономический и политико-административный центр. Виной тому стали междоусобные войны во время борьбы ханов за власть. За короткое время в Орде сменилось более 25 ханов. В период правления хана Токтамыша в южной части городища недолго существовал поселок, в котором даже восстановилась денежная чеканка, но уже к 1395 году жизнь на Царевском городище замирает окончательно.

Что же представлял собой город, следы которого не дают покоя ученым и неравнодушным любителям древностей до сих пор? Планировка города подобна монгольским поселениям, там отсутствовал укрепленный центр в виде привычной для Европы и Руси цитадели. Усадьбы знати располагались вне городских кварталов без видимого порядка, в отдалении друг от друга. Главное отличие домов высшего сословия от построек простых горожан — их большой размер, использование для строительства жженого кирпича и наличие архитектурного декора.

Постепенно рядом с городом появился торгово-ремесленный посад с площадью и расположившимися на ней соборной мечетью и рынком. Улицы посада были застроены небольшими домами с огороженными двориками, в которых находились хозяйственные постройки. Интересно, что уже тогда в этом золотоордынском городе были общественные бани и туалеты, водопровод и канализация. Вдоль улиц проходили арыки, а на перекрестках были выкопаны хаузы — искусственные водоемы, резервуары питьевой воды.

Расположение города между двух рек — Кальгута и Царевка позволило создать сеть плотин и разветвленную систему водоснабжения, которая обеспечивала не только сам город, но и его сельскохозяйственную округу. Талую воду собирали в искусственные озера и затем по каналам подавали в город.

Сейчас основной научный интерес направлен на изучение вопросов, связанных с хронологией Царевского городища, уточнение топографии этого памятника и установление точных границ.

Музеефикация археологического памятника Сарай-Берке, столицы средневекового государства Золотая Орда, позволит ему стать туристической достопримечательностью не только всероссийского, но и международного уровня.

С.С.Ролдугина, научный сотрудник Волгоградского областного краеведческого музея